GROUP EXERCISES IN COMBAT SPORTS AS A TOOL FOR SOCIAL PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR IN CHILDREN AND ADOLESCENTS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to assessing the potential of using combat sports as a tool for early prevention of deviant behavior in adolescents. The main reasons for the low efficiency of the traditionally used prevention tools are analyzed. The assessment of the main advantages of the use of organized group trainings in combat sports as a means of preventing adolescent deviations is given.

Keywords:
Adolescents, prevention of deviant behavior, martial arts
Text
Publication text (PDF): Read Download

Проблема девиантного поведения в подростковой среде, в настоящее время ставшая системной угрозы устойчивому развитию Российского общества, с каждым годом приобретает все большую актуальность на фоне непрерывно усложняющейся социально-экономической обстановки, болезненной трансформации социальных институтов и традиционных норм общественной морали, кризиса семейного и школьного воспитания. Указанные факторы в совокупности провоцируют возникновение и широкое распространение различных форм отклонений в личностном развитии и поведении подростков, которые являются социальной группой, в наибольшей степени подверженной деструктивному влиянию последствий социального неблагополучия [5].

Общепризнанно, что профилактика как комплекс мер, направленных на системное предотвращение возникновения и превентивное устранение существенных факторов риска развития данного явления, является наиболее эффективным инструментом решения проблемы девиантного поведения подростков, что, в свою очередь, обуславливает актуальность создания научно-методического базиса, разработки и апробации практических инструментов и эффективных механизмов профилактики подростковых девиаций [3].

 Анализ научно-методической литературы, а также нормативно-правовых, программных и методических документов, регламентирующих вопросы профилактики девиантного поведения, а также мониторинг результативности реализации различных практик работы с подростковым девиантным поведением позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время в вопросах разработки и реализации профилактических мероприятий в данной сфере сложилась парадоксально противоречивая ситуация.

С одной стороны, научным сообществом подробно описаны и изучены социальные и психологические причины возникновения, закономерности развития и механизмы функционирования девиантного поведения, созданы серьезные предпосылки для создания научно-обоснованных прикладных инструментов профилактики [6]. С другой стороны, повседневная практика показывает, что методики педагогического воздействия, традиционно используемые в социальной работе, оказываются малоэффективными, вследствие чего реализуемые  программы профилактики и коррекции девиантного поведения в подростковой среде демонстрируют отсутствие сколь-нибудь значимого прикладного результата [2].

Основной причиной неэффективности традиционных педагогических технологий и комплексов мер воспитательной работы и профилактики представляется их парадоксальная оторванность от реалий современной действительности и игнорирование системно-функционального характера проблемы подростковой девиации. Большинство реализуемых программ профилактики представляет собой совокупность отдельных мероприятий, не связанных внутренней логикой и не располагающих инструментами, способными обеспечить их эффективность.

Во-первых, очевидно, что использование традиционных практик социальной работы, таких как информирование, проведение воспитательных бесед, психологическое консультирование и т.п. будет эффективно только в том случае, если человек, выступающий субъектом подобных мероприятий (педагог, лектор  и т.п.), входит в референтную группу подростка и имеет в его глазах весомый авторитет, позволяющий «быть услышанным». Проведение же подобных мероприятий человеком, которого подросток воспринимает в лучшем случае  индифферентно, а чаще всего с той или иной степенью враждебности в условиях, когда подросток демонстрирует наличие асоциальных установок и враждебность к взрослому окружению способно обеспечить обратный эффект. Целесообразность проведения воспитательных мер в подобной обстановке по меньшей мере сомнительна. Особое значение данный аспект приобретает в условиях общего недоверия подростков к традиционным общественным институтам и  существенного падения престижа педагогического работника, поскольку трансляция позитивных социальных норм и установок требует наличия эффективных каналов коммуникации и сформировавшейся позитивной перцепции подростком субъекта такой трансляции. Более того, эффективность комплекса мероприятий по успешной интеграции подростка в систему позитивных социальных ценностей и связей требует наличие определенной социальной микросреды, способной стать своеобразным плацдармом, обеспечивающим непрерывную трансляцию, усвоение и воспроизведение подростком этих ценностей.

       С учетом изложенного, одним из перспективных механизмов профилактики девиантного поведения среди подростков представляются организованные групповые занятия спортивными единоборствами.

Во-первых, с помощью активного вовлечении подростков в занятие спортивными единоборствами решается базовая задача профилактики девиантного поведения − реальное создание для подростка особой социокультурной среды, способной стать эффективным транслятором позитивной социальной идеологии и паттернов конвенционного поведения.

Наличие малой группы (спортивной секции, объединения или клуба), членство в которой привлекательно для подростка и которым он дорожит, способно стать реальной альтернативой членству в неформальных объединениях асоциальной направленности.

Подобная группа, возглавляемая руководителем (тренером, спортивным педагогом), обладающим в глазах подростка высоким авторитетом, в которой сформирована собственная социальная мифология, выработаны традиции и идеологические установки, способна обеспечить реальную, а не мнимую трансляцию и внедрение в сознание подростка позитивных социальных ценностей и установок.

В подобных условиях становится возможным эффективное развитие проективных форм социального поведения, усвоение позитивных поведенческих стратегий, а также коррекция ранее сформированных форм дезадаптивного поведения их замена альтернативным конвенциальными формами, эффективное обучение социально-значимым навыкам, развитие навыков коммуникации и сотрудничества, повышение резистентности к деструктивному социальному влиянию.

Таким образом, грамотно организованные коллективные занятия спортивными единоборствами способствуют успешной социализации подростков, развитию здорового коллективизма, навыков командной работы и являются прекрасной профилактикой асоциального поведения, а также создают условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности занимающегося [7].

Во-вторых, исходя из представления о функциональном характере девиантного поведения необходимо констатировать, что причины его возникновения обусловлены необходимостью удовлетворения возникающих у подростка значимых потребностей, которые в силу тех или иных объективных причин не могут быть удовлетворены социально конвенциональными способами или их удовлетворение затруднительно. Девиантное поведение подростка может определяться поиском альтернативных путей компенсации личностных проблем, стремлением к самореализации и самоактуализации, стремлением к принятию в группе и потребностью в психологической безопасности. 

В связи с этим, любой эффективный инструмент профилактики подростковой девиации должен быть реализован в логике системно-функциональной парадигмы и предполагать наличие привлекательных для подростка форм деятельности, альтернативных девиантному поведению, которые способны обеспечить удовлетворение потребностей и разрешение противоречий, ставших причиной возникновения девиации.

Занятия спортивными единоборствами в организованной группе позволяют решить целый комплекс психологических задач.

Членство в подобной группе  создает для подростка систему социально-поддерживающих связей со сверстниками и взрослыми, которая предполагает не только общность интересов и идеалов поведения, но и постоянную возможность получения поддержки и помощи со стороны дружественного социального окружения, тем самым удовлетворяя потребность подростка в чувстве защищенности, ощущении себя полноправным членом коллектива, а не «объектом воспитательной работы», потребность в принятии и уважении, самореализации и самоактуализации.

 Наличие эффективных групповых связей, возможность самоопределения в качестве члена престижного сообщества, участие в соревновательной деятельности и достижение спортивных результатов в комплексе позволяет устранить основные функциональные причины возникновения подростковых девиаций и способствует реальному, а не мнимому формированию установки на личностное (психологическое, социальное и физическое) развитие, позитивное восприятие окружающего социума и собственных перспектив, установок на конвенционное социальное поведение и формирование культа здорового образа жизни.

В-третьих, в силу своей специфики, занятия спортивными единоборствами активно воздействуют на личность подростка через его психосоматическую сферу [1].

Интенсивные физические нагрузки в условиях экстремальных видов двигательной активности, особого характера психофизических нагрузок, высокой динамической напряженности, интенсивности и вариативности тренировочного и соревновательного процессов в спортивных единоборствах, оказывают активное положительное влияние на все функциональные системы организма подростка, что в конечном итоге способствует удовлетворению его потребностей в двигательной активности, участия в эмоционально насыщенных видах деятельности (за счет участия в учебных и соревновательных спаррингах) и предотвращению состояний фрустрации, что в конечном итоге обеспечивает гармоничное психофизическое развитие подростка, тем самым устраняя одну из базовых функциональных причин возникновения девиантного поведения.

Занятия спортивными единоборствами открывают для подростка понятный и привлекательный  для него путь к «самосовершенствованию», в процессе которого он ощущает себя не пассивным «объектом» воспитательного процесса, а активным и полноправным участником собственного становления в качестве полноценной личности. В процессе подобной деятельности подросток без внутреннего сопротивления вовлекается в деятельность, способствующую всестороннему совершенствованию физических, интеллектуальных и морально-волевых качеств, общему повышению функциональных возможностей организма, воспитывающую смелость и уверенность в себе, настойчивость и дисциплинированность, способность к преодолению трудностей [4].

Таким образом, вовлечение подростков в занятие спортивными единоборствами в составе специально организованных групп, подразумевающих наличие специфической образовательной и воспитательной  среды, специально организованной инфраструктуры тренировочного и образовательного процессов, а также активное взаимодействие с новым социальным окружением из числа сверстников, под руководством авторитетной личности (спортивного педагога, тренера) способно стать реальной альтернативой малоэффективным традиционным формам профилактики подростковых девиаций.

В настоящее время перед сообществом специалистов, осуществляющих работу по профилактике девиантного поведения в среде подростков стоит актуальная задача создания научно-методического базиса, разработки и апробации практических инструментов организации соответствующих групп и  активного вовлечение подростков в групповые занятия спортивными единоборствами, их внедрение в практику работы служб, осуществляющих профилактику, а также выработки мер государственной координации и поддержки подобной работы.

 

References

1. Bal'sevich V.K. Ocherki po vozrastnoy kineziologii cheloveka. − Moskva: Sovetskiy sport, 2009. − 220 s.

2. Davydova O.M. Specifika social'noy raboty s deviantnymi podrostkami v sovremennoy Rossii / O.M. Davydova // Molodoy uchenyy. − 2016. − № 27. − S. 741−743.

3. Zmanovskaya, E. V. Deviantologiya / E.V. Zmanovskaya. − Moskva: Akademiya, 2008. − 287 s.

4. Salahova V.B., Enyashina N.G., Romanova A.V. Problema deviantnogo povedeniya v sovremennom obschestve // Vlast'. − 2016. − №11.

5. Kleyberg Yu.A. Psihologiya deviantnogo povedeniya. − Moskva: TC Sfera, 2003. − 160 s.

6. Rudakova, I. A. Deviantnoe povedenie / I.A. Rudakova, O.S. Sitnikova, N.Yu. Fal'chevkaya. − Moskva: Feniks, 2016. − 160 c.

7. Harlinskaya, D.A. Deviantnoe povedenie kak asocial'noe proyavlenie kreativnosti / D.A. Harlinskaya // Aktual'nye problemy pedagogicheskoy psihologii v studencheskih i aspirantskih issledovaniyah: materialy Nauchno-prakticheskoy konferencii studentov i aspirantov. − Minsk, BGPU, 2014. − S. 462−465.

Login or Create
* Forgot password?