LEGAL BASES OF PUBLIC ADMINISTRATION IN THE FIELD OF EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article analyzes the legislative framework of public administration of the education sector in the Russian Federation. The features of the organization and management of educational resources on the territory of the state are reproduced. Education, as a process of enriching the individual with fundamental and theoretical knowledge that meets the current level of formation, masters the whole system of relations that are formed between the state and the individual, between the state and educational institutions, between teachers and students, and more. All these relations need adequate regulation, which is implemented both by legal norms and by the norms of professional pedagogical morality.

Keywords:
Constitution of the Russian Federation, the law on education, education management, federal level of education, regional level of education, the municipal level of education
Text
Publication text (PDF): Read Download

Правовая система отечественного высшего образования, ее правовой центр определяются внешними и внутренними нормативными правовыми актами. В большинстве научных работ освещается история развития образования, состояние современного образования, определение образовательной политики и ее основные характеристики, основы анализа образовательной политики и механизмы ее внедрения, при этом остается без внимания анализ тенденций формирования государственной политики в области образования, влияние внутренних и внешних факторов, особенности ведения государственной образовательной политики в Российской Федерации на общегосударственном, региональном и муниципальном уровне.

Процесс глобализации, влияющий на все сферы жизни, в том числе и на высшее образование, определяет ведущую роль международных правовых норм, которые регулируют текущие общественные отношения. Образование выступает в роли основного источника трансформации содержания мировоззрения в условиях глобализирующегося мира. Сегодня же образование рассматривается и как стратегический приоритет любой государственной политики, проблема формирования которой требует особого внимания. Опыт XX в. показывает невозможность преодоления кризиса цивилизации только путем изменений в социально-экономических отношениях и политических системах. Для действительно прогрессивной трансформации общественных отношений нужны коренные изменения в сознании и поведении самого человека. Развитие современного общества в направлении демократии, свободной рыночной экономики не может оставлять в стороне образование. Образование непосредственно влияет на формирование личности и способствует внедрению преобразований в обществе. Конечно, внимание со стороны международных организаций к проблемам становления и развития образовательных систем имеет большое значение. Ежегодно ЮНЕСКО констатирует уменьшение неграмотного населения на планете, увеличение количества охваченных обучением, повышение уровня качества образования как определяющих факторов развития общества, а также факторов, которые дают возможность человеку участвовать в жизни общества. ЮНЕСКО отмечает, что правительства могут сделать многое для того, чтобы сбалансировать возможности в образовании, работая одновременно с гражданским обществом и местными движениями с целью проведения изменений. Несмотря на повышение статуса международного законодательства, оно носит лишь рекомендательный характер и не может в полной мере обеспечить функционирование и развитие систем образования каждой страны. Именно поэтому, вопросы образования в государстве должны быть предметом выработки надлежащей образовательной политики. В последнее время постоянно подчеркивается важность проблем управления, поскольку очевидно, что стихийные и неконтролируемые социальные процессы несут значительную угрозу стабильности общества. Особое внимание управлению образованием сегодня уделяется на международном уровне. Управление образованием рассматривается международной организацией ЮНЕСКО как процесс, политика и институциональные средства, объединяющие многих участников в сфере образования. Государственная политика основывается на законе и является легитимной; является целенаправленным действием государственных органов и организаций; имеет цель и предполагает достижение определенного результата. Вместе с тем государственная политика предусматривает сотрудничество с негосударственными субъектами политики, гражданами в обсуждении, разработке и осуществлении государственной политики. 

Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования. В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации, вводят общие установочные нормы в области образования. Субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 г. – основополагающий государственный документ, утверждаемый Федеральным законом и устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития. Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 г. Доктрина определяет основные направления совершенствования законодательства в области образования и является основой для разработки программ развития образования. Опережающее развитие образования на основе настоящей доктрины призвано вывести Россию из кризиса, обеспечить будущее нации, достойную жизнь каждой семье, каждому гражданину России.

Что касается высшего образования, то нормативно-правовая база в данной  сфере формировалась постепенно. До настоящего времени по ст. 1 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в ред. ФЗ от 03.12.2011 №125-ФЗ) имелся лишь один уровень нормативно-правового регулирования – федеральный [3]. Но с 1 января 2006 г. начал действовать ещё один ФЗ от 31.12.2002 N199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» [4].

Следует отметить, что наиболее значительные изменения затронули правила зачисления в высшие учебные заведения. В прошлом осталась и такая форма образования, как начальная профессиональная, произошло объединение таких форм, как среднее профессиональное образование и высшее профессиональное. Проект закона еще раз зафиксировал статус важнейших российских университетов: МГУ и СПбГУ [5].

Ратификация нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» была аргументирована, так как появилась нужда изменить имеющуюся законодательную базу в образовательной области, в том числе и «непрофильных» законов. Наравне с законопроектом «Об образовании в РФ» Правительство обратилось в Государственную думу с законопроектом «О внесении изменений в иные федеральные законы», связанные с принятием закона «Об образовании в Российской Федерации». В итоге были внесены исправления в 105 законодательных актов. В целом, предоставленные изменения можно отнести к регламентированию употребляемых терминов, сопоставлению с нормами, которые заключаются в отраслевом законодательстве, а также разборке и систематизации льгот при поступлении в вузы.

Таким образом, с принятием законов «О внесении изменений в иные федеральные законы», связанные с принятием закона «Об образовании в Российской Федерации» и «Об образовании в Российской Федерации» появилась нужда пересмотра нормативно-правовой базы подзаконного уровня. Так, нормативно-правовая база в сфере образования, в том числе и на уровне субъектов,  претерпела серьезные изменения, согласно принятым законам и положениям Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». На наш взгляд, данная работа законодателей не является завершенной и будет продолжаться еще длительное время.

References

1. Konstituciya Rossiyskoy Federacii (Prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 goda). − Moskva: Eksmo, 2009. - 64 s.

2. FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federacii» ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ.

3. FZ «O vysshem i poslevuzovskom professional'nom obrazovanii» ot 22 avgusta 1996 g. № 125-FZ.

4. FZ «O vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federacii v svyazi s sovershenstvovaniem razgranicheniya polnomochiy» ot 31 dekabrya 2005 g. № 199-FZ.

5. FZ «Ob utverzhdenii Federal'noy programmy razvitiya obrazovaniya» ot 10 aprelya 2000 g. № 51-FZ.

Login or Create
* Forgot password?