The article reveals historical and pedagogical assessment of speech development of preschool and junior school children, characterises sources of formation of speech creativity training technique since the ideas of K.D. Ushinskiy and his followers. Special attention is paid to revival of Rhetoric at elementary school.
speech, speech development, rhetoric, sample, creativity, technique.
Окончание. Начало в № 4 — 2014 г.
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В 70-е гг. наметилась новая тенденция в речевом развитии младших школьников. Непосредственное отношение к этому имела Т.А. Ладыженская, утверждавшая, что необходимо развивать не просто речь детей, а речь связную. На базе Академии педагогических наук группа «Речь» под руководством Т.А. Ладыженской исследовала речевые возможности приходящих в школу шестисемилетних детей. При анализе их связной речи учитывалось:
- насколько она сформирована;
- умеют ли дети данной возрастной категории воплощать свой внутренний замысел;
- как происходит отбор слов в соответствии с замыслом;
- какие языковые средства использованы.
Наблюдения за речью детей позволили понять, какими возможностями владеет ребенок, приходящий в школу, что интересует маленького ученика, какое содержание необходимо предложить ему на уроке, чтобы его речь развивалась успешно, какая методика должна быть предложена учителям, чтобы речь шести–девятилетнего ребенка была сформирована.
Т.А. Ладыженская разработала концепцию, программу и методику обучения младших школьников связной устной и письменной речи. В 1983 г. под ее руководством вышла в свет книга «Речь. Речь. Речь». Впервые ученики начальных классов:
- узнали, для чего нужна речь;
- познакомились с разными функциями речи;
- выяснили, что речь бывает устной и письменной;
- поняли, что речь — это текст, который имеет свою структуру;
- узнали, что существуют разные виды текста;
- научились рассуждать и доказывать свою точку зрения;
- познакомились с малыми жанрами, существовавшими в их речевой практике;
- занялись на уроках словотворчеством;
- обучались речевой культуре.
1. Buslaev F.I. O prepodavanii otechestvennogo yazyka [On the teaching of the national language]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1992.
2. Gal’perin I.R. Tekst kak ob”ekt lingvisticheskogo issledovaniya [Text as an object of linguistic research]. Moscow, KomKniga Publ., 2006.
3. Gvozdev A.N. Voprosy izucheniya detskoy rechi [The study of children’s speech]. Moscow, APN RSFSR Publ., 1961.
4. Glotser V.I. Deti pishut stikhi: kniga o detskom literaturnom tvorchestve [Children write poetry: a book of children’s literary works]. Moscow, Detskaya literature Publ., 1964.
5. L’vov M.R. Osnovy teorii rechi [Fundamentals of the theory of speech]. Moscow, Akademiya Publ., 2000.
6. Rezodubov S.P. Metodika russkogo yazyka v nachal’noy shkole [Methodology of the Russian language in primary school]. Moscow, Uchpedgiz Publ., 1963.
7. Ladyzhenskaya T.A. Rech’. Rech’. Rech’ [Speech. Speech. Speech]. Moscow, Pedagogika Publ., 1990.
8. Ladyzhenskaya T.A. Detskaya ritorika v risunkakh, stikhakh, rasskazakh [Children’s rhetoric in the drawings, poems, short stories]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1998.
9. Rybnikov N.A. Slovar’ russkogo rebenka [Dictionary Russian child]. Moscow; Leningrad, 1926.
10. Tolstoy L.N. Pedagogicheskie sochineniya [Pedagogical writings]. Moscow, Uchpedgiz Publ., 1953.
11. Ushinskiy K.D. K.D. Ushinskiy. Sobr. soch. v 10 t.[ K.D. Ushinsky. Collected Works in 10 volumes]. V. 5. Moscow; Leningrad, Academy of Pedagogical Sciences Publ., 1949.