The paper considers the purpose and problems of geo-ecological education in the school education modernization conditions. The author defi nes a value of geo-ecological direction at profi le school and its educational content, carries out the analysis of the elective courses promoting realization of geo-ecological education at modern school.
geography teaching technique, geo-ecological education, geography profi le teaching.
Геоэкология является важнейшей областью знаний, способной указать путь сохранения и развития человеческой цивилизации, поскольку в центре внимания геоэкологии — человек и его взаимосвязи со средой обитания. Изучение изменений природной среды под воздействием хозяйственной деятельности, оценка состояния и тенденции развития природно-антропогенных систем, разработка рекомендаций конструктивных решений геоэкологических проблем любых уровней (локальный, региональный и глобальный) входят в круг вопросов, которые рассматривает геоэкология. Используя методы смежных наук — естественных и гуманитарных, геоэкология изучает окружающую среду не только как среду жизнедеятельности живых организмов (подобно экологии), но и как среду социально-экономической, хозяйственно-преобразующей деятельности человека. Таким образом, геоэкология — это мировоззрение, научная основа рационального природопользования, устойчивого развития, стратегия решения глобальных проблем человечества [1—3].
Суть и формы геоэкологических представлений в значительной степени основываются на системных и антропоэкологических подходах в географии. По существу, геоэкология оформилась в новое научное направление в географии на базе геосистемной (И.П. Герасимов, В.С. Преображенский, А.Л. Минц и др.) и ландшафтной (И.П. Герасимов, Т.В. Звонкова, А.Г. Исаченко, В.М. Котляков, Б.И. Кочуров, В.С. Преображенский и др.) парадигм.
Исходя из изложенного, следует, что геоэкология — это научное направление в географии или географическая дисциплина. Таким образом, изучение вопросов геоэкологии, необходимых современному выпускнику школы, реализуется в курсе школьной географии.
В XXI веке угроза наступающей глобальной экологической катастрофы затронула практически все сферы деятельности человека: от геологии до идеологии. Очевидно, что без понимания действий законов природы и рациональной организации хозяйственной деятельности регулировать и реализовывать «Будущее, которое мы хотим» невозможно. Наверное, уже настало то время, когда понимание и следование природосообразной деятельности личности является не только показателем культурного человека, а стало жизненно важной стратегией выживания всего человечества. Таким образом, формирование геоэкологической культуры личности школьника становится одним из приоритетных направлений современного образования, следовательно, школьная география должна решить эту стратегическую задачу, так как современная география более других наук подготовлена к экологическим исследованиям на междисциплинарной основе [1—3].