ALIENATION FROM EDUCATIONAL ACTIVITIES IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article reviews the scientific psychological and pedagogical literature on the issue of alienation from educational activities in the context of digital transformation of education. Alienation from educational activities (alienation of educational work) is understood as the process of a changed, disharmonious attitude of students (students, cadets) to educational activities, which is based on an unbalanced relationship with the subjects of the educational process (peers, teachers, the administration of an educational organization, significant others) and social distancing from the educational format as a whole. Alienation from educational activities can manifest itself in various symptoms in cognitive, behavioral, emotional terms: decreased motivation to study and gain knowledge and education, social passivity and apathy, the predominance of external motivation in studies (obtaining a diploma, not mastering knowledge in academic disciplines), decreased self-esteem and dissatisfaction with oneself and other participants in educational relations, a decrease in the quality of interpersonal relationships and an increase in social distance, a decrease in the level of claims, an increase in feelings of anxiety during training, denial of requirements and norms, Distance learning and digitalization of educational activities in a fairly operational format in recent years have allowed us to reveal additional features of alienation from educational activities. A sharp change in the educational format of educational activities and the educational environment led to a permanent experience of fears among students, anxiety about learning, dissatisfaction with the learning process, "slipping away" from learning, avoiding responsibility. In the context of prevention of alienation from educational activities, it is necessary for students to form the actual need for learning, to determine the semantic content of the content of academic disciplines, learning goals and values of participants in educational relations. One of the effective ways to overcome the alienation from the educational activities of students and their involvement in the educational process can be the systemically organized work of employees of educational organizations in the process of professional training of students both at the stage of adaptation to educational activities and in the future. In the conditions of digital transformation of education, all its participants need to adapt to the already established digital, information society, to information and communication technologies in order to actualize their personal and professional potential in order to fully engage in both educational and professional activities.

Keywords:
alienation from educational activity, digital transformation of education, digitalization, educational activity, profession, distance learning, information technology
Text

Современное общество развивается очень динамично. За последние годы оно претерпевает качественные фундаментальные изменения, выражающиеся в цифровизации практически каждой из областей общественной жизни. Развиваются все отрасли экономики и это вызвано, в первую очередь, внедрением во все сферы государственного управления и жизнь граждан информационно-коммуникационных (цифровых) технологий.

Сегодня в нашу жизнь уже прочно вошло понятие «цифровая трансформация». Можно привести следующие основные определения: а) проявление качественных, революционных изменений, заключающихся не только в отдельных цифровых преобразованиях, но и в принципиальном изменении структуры экономики, в переносе центров создания добавленной стоимости в сферу выстраивания цифровых ресурсов и сквозных цифровых процессов; б) использование данных и цифровых технологий для создания новых или изменения существующих видов деятельности; в) значительные изменения во всех секторах экономики и общества в результате внедрения цифровых технологий во все аспекты человеческой жизни [3].

Из приведенных примеров определений видно, что понятие «цифровая трансформация» достаточно многогранно и может трактоваться крайне широко. Оно формируется как обобщение довольно большого многообразия явлений,
а конкретный смысл в значительной степени зависит от контекста употребления понятия. В условиях цифровой трансформации развитие и становление информационного общества напрямую связано с возрастающим интересом к информационным технологиям в различных сферах профессиональной деятельности и, прежде всего, в образовании. Информационно-коммуникационные технологии не просто внедряются в учебный процесс, а заставляют переосмысливать взаимодействие субъектов образовательного процесса в принципе [22].

Одним из феноменов современного образования, проявляющимся в условиях цифровой трансформации образовательной деятельности, цифровизации, глобализации, информатизации, реализации дистанционного обучения является отчуждение обучающихся от учебной деятельности. В рамках данной статьи речь будет идти не о феномене отчуждения личности в целом и психолого-социальных аспектах ее социализации (хотя это, безусловно, важно и даже может лежать в основе отчуждения от процесса обучения), а об особенностях отчуждения обучающихся от учебной деятельности в современных условиях.

Учебная деятельность становится ведущей, начиная с первого класса обучения в школах, с 6-7 лет и преобладает фактически до начала выполнения профессиональной деятельности. Существующие социально-экономические требования современного общества требуют достаточно высокого уровня профессиональной подготовки, которая включает в себя профессионально важные качества, знания, умения, навыки, компетенции (общие, общепрофессиональные, профессиональные и др.), благодаря которым может обеспечиваться успешность выполнения будущей профессиональной деятельности. Невозможность, на определенном этапе обучения, соответствовать таким требованиям, может приводить к проявлениям субъективного отчуждения от учебной деятельности [7, 12].

Известно, что отчуждение от учебной деятельности может проявляться различными симптомами в когнитивном, поведенческом, эмоциональном плане: снижение мотивации к учебе и получению знаний и образования, социальная пассивность и апатия, преобладание внешней мотивации в учебе (получение диплома, а не усвоение знаний по учебным дисциплинам), снижение самооценки и недовольство собой и другими участниками образовательных отношений, снижение качества межличностных отношений и увеличение социальной дистанции, снижение уровня притязаний, увеличение чувства тревожности при обучении, отрицание требований и норм, связанных с учебной деятельностью и т.п. Кроме того, это может являться фактором риска искаженного, оценочного отношения к будущей профессиональной деятельности и непосредственно к самому себе [5, 16, 33, 34].

По сути, симптомы отчуждения от учебной деятельности связаны со смысловой составляющей, с потерей смыслов в учении, значимости и ценности получаемого образования и учебных знаний непосредственно для обучающегося. Учебная деятельность и взаимодействие субъектов образовательного процесса в подобном случае становятся не просто вялотекущими и бессмысленными, но и, в определенном смысле, непродуктивными для всех ее участников [25].

Прогнозируя возможные варианты проявлений отчуждения от учебной деятельности в динамике развития профессионального пути специалистов, можно предположить, что будут негативно затронуты не только этап получения образования, профессиональной подготовки, но и остальные: этап профессиональной адаптации, вхождения в профессию, в ходе которого сотруднику необходимо не только проявлять свои знания, умения, навыки, а также научиться быть эффективным звеном в трудовом коллективе, развивать в себе необходимые профессионально важные качества уже в рамках занимаемой должности и структурированных функциональных обязанностей; этап собственно профессиональной деятельности, самый продолжительный, являющийся значимым в контексте формирования и становления профессионализма специалиста. Выполнение профессиональной деятельности на различных этапах профессионального пути, с позиций методологии непрерывного образования, всегда сопряжено с регулярным повышением квалификации теоретической и практической направленности, поддержанием необходимого уровня профессиональной компетентности, нахождением в социальном и профессиональном тонусе [28].

Отчуждение от учебной деятельности может быть в дальнейшем связано с выполнением непрофессионального труда, работой не по специальности, неудовлетворенностью полученной профессией и социальным положением в обществе, ранними проявлениями профессиональной деформации и профессионального выгорания, снижением ответственности и мотивации в работе. При наличии отчужденности труда возникает проблемы принуждения человеку к трудовой деятельности, ведь в таком случае «не свой», отчужденный труд становится для работника чем-то внешним, а принудительный труд не дает возможности получать удовлетворение от выполненной работы, блокирует возможности самореализации и самоактуализации личности, развития в труде, проявления творческого начала [10].

Анализ научной литературы показал, что традиционно под отчуждением от учебной деятельности (отчуждением учебного труда) понимают процесс измененного, дисгармоничного отношения обучающихся (студентов, курсантов) к учебной деятельности, который основывается на дисбалансированном отношении с субъектами образовательного процесса (сверстниками, педагогами, администрацией образовательной организации, значимыми другими) и социальном дистанциировании от учебного формата в целом [24]. Еще одно определение отчуждения от учебной деятельности подразумевает такое отношение обучающихся к учению, при котором продукты его деятельности, он сам, а также преподаватели, администрация, другие студенты и социальные группы как носители норм, установок и ценностей учебной деятельности представлены в его сознании различной степенью противоположности ему самому, что выражается в соответствующих переживаниях субъекта (чувстве обособленности, одиночества, отвержения) и проявляется в поведении, противоположном понятиям близости, тождественности, сопричастности, гуманности и т.д. [16].

Обучение в высшей школе принципиально отличается от обучения в среднем общеобразовательном учреждении не только по внешним и организационным критериям, но и также по ряду других, внутренних психологических причин. Школьник с первого класса попадает в обстановку организованного обучения, где он вынужден соблюдать жесткие нормы и правила. Учебная деятельность обучающихся в образовательных организациях высшего образования (курсантов, студентов) ориентирована уже на более высокую ступень – от обучения под руководством и контролем педагога к самостоятельному освоению научной картины мира и овладению механизмом самообучения [18]. Не забывая о том, что обновление знаний происходит очень быстро, можно уверенно говорить о том, что в настоящее время важно не столько формирование знаний, навыков и умений у обучающихся, а активное формирование личности специалиста [13].

Истоки формирования отчуждения от учебной деятельности нередко могут лежать до поступления в образовательную организацию высшего образования. Профессиональный выбор выпускниками школ своей будущей профессии и места получения образования может происходить по-разному, под воздействием внешних факторов: приоритет родительской позиции, получение отсрочки от армии на время учебы, социальная и финансовая привлекательность определенного направления подготовки или специальности и т.п. В результате во время обучения могут не оправдываться некоторые ожидания относительно будущей профессии и проявляться отдельные симптомы отчуждения от учебной деятельности [15, 29].

Проблемы университетского университета в условиях цифровизации связаны также с отчуждением обучающегося от информации и циничному отношением к образовательному процессу. Первый аспект связан с отсутствием знаний, умений, навыков, которые могли бы обеспечить работу с большим потоком информации, с информационно-коммуникационными технологиями на должном уровне. Второй аспект связан с потребительским отношением к реальным явлениям действительности, основанный на сложившихся социокультурных нормах в обществе, поддерживаемый постоянным присутствием в интернете, социальных сетях, киберпространстве [36].

Некоторые исследователи разделяют понятие «отчуждение от учебной деятельности» и «отчуждение от образовательной деятельности». Если отчуждение от учебной деятельности связано с нежеланием выполнять определенные аспекты в учебе, то отчуждение от образовательной деятельности, в широком смысле, говорит об отсутствии посещать образовательную организацию, получать образование, профессию и т.п. Можно говорить о процессуальной стороне отчуждения и, таким образом, ее нарастании и диапазоне развития в течение определенного времени [24].

Одним из первых отечественных исследователей, развивающим вопросы теории и психодиагностики отчуждения от учебной деятельности, является В.Н. Косырев. В рамках разработанной и апробированной им методики, основанной на методе субъективного самоотчета респондентов по различным аспектам учебной деятельности, были выделены такие формы отчуждения (шкалы), как вегетативность – одна из наиболее сложных и тяжелых форм отчуждения, заключающаяся в неспособности поверить в значимость, ценность и и важность реально существующей, осуществляемой или воображаемой деятельности; нигилизм – убежденность в отсутствии смыслов учебной деятельности, при этом демонстрируется, как правило, деструктивная отрицающая смысловая позиция; бессилие – неверие в свои силы и возможности влиять на жизненные, учебные, профессиональные ситуации; авантюризм – замещающий, компенсаторный механизм адаптации, поиск смысла жизни в экстремальных видах деятельности в связи с переживанием бессмысленности учебы и повседневной жизни в целом [11, 16].

Переход образовательных организаций к дистанционному обучению в 2020 году был достаточно экстренным и это решение позволило поддержать систему образования на определенное время, вместе с тем, данные шаги осуществлялись в условиях продолжающейся цифровой трансформации образовательной деятельности на различных ее уровнях, недостаточной готовности не только образовательных структур, но и самих участников образовательных отношений, прежде всего, педагогов и обучающихся. Ключевой аспект заключался в быстрой, кардинальной перестройке способов коммуникации, форм взаимодействия, способов организации учебной деятельности, межличностного общения и учебного взаимопонимания [8, 9].

Дистанционное обучение и цифровизация образовательной деятельности в достаточно оперативном формате за последние годы позволили раскрыть дополнительные особенности отчуждения от учебной деятельности. Проведенный анализ показал, что резкое изменение образовательного формата учебной деятельности и образовательной среды повлекло за собой перманентное переживание страхов у обучающихся, тревожные состояния по вопросам обучения, неудовлетворенность учебным процессом. Вынужденный переход на дистанционное обучение поставил вопрос о переживании обучающимися относительно автономии собственной личности, возможности раскрытия себя и своего потенциала, определения своих ресурсов и возможностей. Такое переживание стало обозначаться как отчуждение, выраженное в бессмысленности дистанционных образовательных действий; с невозможностью в достаточной мере проявить свою профессиональную направленность вследствие некоторой обезличенности электронной информационно-образовательной среды, территориальной удаленности от места прохождения обучения; расхождении содержания учебных дисциплин с интересами и потребностями обучающихся [4, 26, 30, 27].

Некоторые исследователи говорят о рисках постоянного использования дистанционного, электронного обучения в контексте утраты человеком (обучающимся) своей сущности, дегуманизации личности и ее отношений в социуме. Отчуждение «… выражает такую объективацию качеств, результатов деятельности и отношений человека, которая противостоит ему как превосходящая сила и превращает его из субъекта в объект её воздействия» [Лапин Н.И., Цит. по 35]. Непосредственное учебное, социальное взаимодействие обучающего и обучающегося (преподавателя и студента, курсанта) происходит в определенной атмосфере, в пространстве совместной деятельности, совместного переживания свободы и ответственности. При таком постоянном межличностном взаимодействии ключевое значение приобретает доверие между ее участниками, которое может быть сформировано только при очной встрече, при проведении «живого» диалога, а не через дистанцию и на расстоянии [19].

Рассматривая отчуждение от учебной деятельности, целесообразно затронуть учебные аспекты «ускользания», ухода от ответственности и выражения свободы и диалога. «Ускользание» можно представить как отстраненность обучающегося непосредственно от процесса обучения и потеря взаимодействия, контакта с педагогом и преподаваемой им учебной дисциплиной за счет деконцентрации внимания. При непосредственном межличностном взаимодействие субъектов образовательного процесса внимание обучающегося можно обеспечить дополнительными вопросами по обсуждаемой проблематике, разнообразными психолого-педагогическими средствами вовлечения обучающегося в совместную деятельность, в групповое обсуждение. В рамках цифрового взаимодействия, при дистанционном формате «ускользание» приобретает свои особенные формы: а) краткий, формальный ответ и вообще возможность свести дискуссию «на нет»; б) мгновенный просмотр материалов учебного занятия; в) незавершенность элементов электронного курса; г) формальное присутствие на занятии (система показывает, что обучающийся на месте, но он не отзывается и на запросы не отвечает – подключился и ушел) [26, 30].

Проявление «ускользания» свидетельствует, как минимум, об одной из трех проблем обучения: а) потеря интереса к предмету, а также отсутствие стимула или мотивации к его изучению, б) отказ от выполнения задания по личным причинам, в) повышенная сложность предмета или его изложения и связанные с этим проблемы понимания.

Свобода – ключевая характеристика цифровой среды вообще и обучения в ней, в частности. Она проявляется во многих формах, начиная от свободного обмена информацией и заканчивая свободой от авторитета преподавателя, чье слово, при наличии тут же под рукой электронных книг и поисковых систем, становится всего лишь одним из источников информации, позицией, мнением и утрачивает статус единственной истины. В условиях цифровой трансформации с использованием информационных технологий общение обучающегося и педагога легко принимает формы полемики, открытого, публичного диалога, свободного обмена мнениями «на равных». Отсутствие свободы или отказ от нее оборачивается номинальным присутствием в цифровом пространстве или формальным выполнением заданий [37].

Еще одной, сравнительно новой формой отчуждения (напрямую не связанная с учебной деятельностью), обусловленной развитием информационных технологий и интернета, является невоплощенность в интернете как форма технологического отчуждения, которая подразумевает отстранение человека от своего физического «Я», утраты реальности себя, нахождение себя и переживание своих чувств и эмоций в интернете (киберпространстве). Как показывают данные, высокий уровень такой формы самоотчуждения связан, как правило, с активностью в сети и интернет-зависимостью, а низкий уровень (понимаемый как нормативное использование интернета, социальных сетей, мессенджеров и т.п.) обусловлен собственно развитием информационных технологий [14].

Любая деятельность, в том числе и учебная, носит целостный характер, начиная от возникновения потребности, формирования цели учения, планировании исполнения практических действий для достижения цели и заканчивая удовлетворением потребности в результате созданного продукта деятельности. Как показывает практика, что чем целостнее деятельность человека, в широком смысле, тем меньше выражено отчуждение и тем больше проявляются личностные смыслы и мотивы в деятельности. В контексте профилактики отчуждения от учебной деятельности у обучающихся возникает ключевой вопрос о необходимости формирования собственно потребности в учении, определение смысловой наполненности содержания учебных дисциплин, целей обучения и ценностей участников образовательных отношений [27].

С позиций методологии современного профессионального обучения, профессиональной подготовки, профилактики проявлений отчуждения от учебной деятельности в различных ее формах целесообразно говорить о непрерывности современного профессионального образования, направленного не только на профессиональные ожидания и карьерные экспектации, но и на постоянное профессионально-личностное развитие и успешное выполнение профессиональной деятельности. Собственный личностный опыт формирует ту необходимую ориентировочную основу, которая будет являться условием для самообразования на протяжении всей жизни [2].

Одними из эффективных путей преодоления отчуждения от учебной деятельности обучающихся и вовлеченности их в учебный процесс может выступить системно организованная работа сотрудников образовательных организаций в процессе профессиональной подготовки обучающихся как на этапе адаптации к учебной деятельности, так и в дальнейшем. В условиях цифровой трансформации образовательной деятельности возникает необходимость осознания каждого уровня образования как органичной составной части непрерывного образования в целом каждым участником субъект-субъектного взаимодействия [17].

Для снижения проявлений отчуждения от учебной деятельности требуется переход от информативных форм обучения (лекции), прежде всего, к активным формам и методам (практические занятия, спецсеминары, практикумы, лабораторные работы, игровые методы, экспериментально-исследовательская работа). Под активными методами обучения понимаются те методы, которые позволяют организовать учение как продуктивную творческую деятельность, связанную с достижением социально полноценного продукта в условиях как совместной, так и индивидуальной учебной деятельности [1]. Данным организационным формам обучения должна отводиться, понятно, большая часть времени на специальных дисциплинах.

Важным представляется уменьшение жесткого регламента, контроля и алгоритмизации способов организации учебной деятельности и актуализация развивающего (активизирующего) обучения. Важное условие развивающего обучения – это организация совместной деятельности обучающего и обучаемых, при которой помощь педагога при разборе определенной профессиональной ситуации, тех или иных фактов заключается в форме его участия в коллективной дискуссии. В этом смысле определяющими методами для развивающего обучения являются методы интерактивного обучения, в которые могут вноситься элементы других активных методов – проблемного и программированного обучения. Л.С. Выготский отмечал, что обучение, которое ориентируется на уже завершенные циклы развития, оказывается бездейственным с точки зрения общего развития личности, оно не ведет за собой развитие, а само плетется у него в хвосте [6]. Развивающее обучение в этом ракурсе обладает важной особенностью – ориентированность на конечный результат, на формирование т.н. психологических новообразований, умственного развития обучающихся, способности творчески подходить к решению различных научных, житейских и профессиональных ситуаций [1].

Индустриализация обучения (информатизация, компьютеризация, технологизация, цифровизация, цифровая трансформация) за последнее десятилетие не может не отражаться на процессе обучения и на уровне профессиональной подготовки как преподавателей, так и обучающихся [9, 23, 38]. Широкое распространение глобальной сети Интернет, увеличение числа компьютеров и соответствующих компьютерных программ, доступ к электронным ресурсам различных международных и российских библиотек, различные форматы дистанционного обучения (микрообучение, обучение в онлайне, мобильное обучение, обучение с помощью облачных технологий, обучение в электронной информационно-коммуникационной среде, обучение в виртуальных аудиториях, цифровое интернет-обучение) расширяют способы добывания информации для современного человека, дают возможность довольно быстрого и оперативного получения знаний, вовлекая его, таким образом, в профессиональное поле [20, 21, 31, 32].

Проведенный анализ научной литературы по проблеме отчуждения от учебной деятельности позволяет нам говорить о том, что в условиях цифровой трансформации образования всем его участникам необходимо адаптироваться к уже сложившемуся цифровому, информационному обществу, к информационно-коммуникационным технологиям для актуализации своего личностного и профессионального потенциала в целях полноценной социальной включенности как в учебную, так и в профессиональную деятельность. Решение вопросов разработки психолого-педагогических технологий сопровождения учебной деятельности по преодолению отчуждения обучающихся от учебной деятельности должно включать работу как с обучающимия, так и с педагогами. Это, в итоге, будет способствовать не только преодолению отчуждения от учебной деятельности, но и его профилактике, оптимизации учебного взаимодействия субъектов учебного деятельности в целом.

References

1. Antonova D.A., Ospennikova E.V. Metodologicheskie osnovy` produktivnogo obucheniya [Methodological foundations of productive learning]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia], 2020, no. 6, pp. 163-173. (in Russian)

2. Antonovskij A.V. Sovershenstvovanie metodologii neprery`vnogo professional`nogo obrazovaniya [Improving the methodology of continuing professional education]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie [Bulletin of the Moscow University. Series 20: Pedagogical education.], 2016, no. 4, pp. 31-42. (in Russian)

3. Aturin V.V., Moga I.S., Smagulova S.M. Upravlenie cifrovoj transformaciej: nauchny`e podxody` i e`konomicheskie politika [Digital Transformation Management: Scientific approaches and economic policy]. Upravlenecz [Manager], 2020, Tom 11, no. 2, pp. 67-76. (in Russian)

4. Bovina I.B., Dvoryanchikov N.V. Povedenie onlajn i oflajn: dve real`nosti ili odna? [Online and offline behavior: two realities or one?]. Psixologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education], 2020, Tom 25, no. 3, pp. 101-115. (in Russian)

5. Vinogradova S.A., Chunaeva Yu.V. Izuchenie proyavlenij otchuzhdeniya v sfere uchebnogo truda studentov vuza [Studying the manifestations of alienation in the field of educational work of university students]. Pravo. E`konomika. Psixologiya [Right. Economy. Psychology], 2018, no. 1 (9), pp. 83-88. (in Russian)

6. Vy`gotskij L.S. Psixologiya razvitiya cheloveka [Psychology of human development]. M.: Smy`sl Publ.; E`ksmo Publ., 2006. 1136 p. (in Russian)

7. Dorofeeva E.V. Psixologicheskoe otchuzhdenie v ramkax uchebnogo processa: ponyatie, diagnostika (na primere BGARF) [Psychological alienation within the educational process: concept, diagnostics (on the example of BSAFF)]. Izvestiya Baltijskoj gosudarstvennoj akademii ry`bopromy`slovogo flota: Psixologo-pedagogicheskie nauki [Proceedings of the Baltic State Academy of Fishing Fleet: Psychological and pedagogical sciences], 2019, no. 3 (49), pp. 22-27. (in Russian)

8. Isaeva T.E. Distancionnoe obuchenie v e`kstremal`ny`x usloviyax: problemy` gotovnosti i pedagogicheskogo vzaimodejstviya sub``ektov obrazovatel`nogo processa [Distance learning in extreme conditions: problems of readiness and pedagogical interaction of subjects of the educational process]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie [Bulletin of the Moscow University. Series 20: Pedagogical education], 2020, no. 4, pp. 38-49. (in Russian)

9. Kazakova E.I. Cifrovaya transformaciya pedagogicheskogo obrazovaniya [Digital transformation of teacher education]. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2020, no. 1 (112), pp. 8-14. (in Russian)

10. Kapranov G.A., Kirillova V.A. Problema otchuzhdeniya ot obucheniya pedagogicheski zapushhenny`x podrostkov [The problem of alienation from teaching pedagogically neglected adolescents]. Sovremenny`e problemy` nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2014, no. 5, pp. 130. (in Russian)

11. Kachanov I.A., Yakovchik D.V. Otchuzhdenie ot uchebnoj deyatel`nosti v usloviyax social`nogo distanciirovaniya (metodika V.N. Kosy`reva) [Alienation from educational activities in conditions of social distancing (V.N. Kosyrev's methodology)]. Kursantskie issledovaniya. Sbornik nauchny`x rabot [Cadet studies. Collection of scientific papers]. Mogilev: Mogilevskij institut Ministerstva vnutrennix del Respubliki Belarus` Publ., 2020, pp. 173-175. (in Russian)

12. Kvesko R.B., Bukina E.E. Otchuzhdenie v professional`nom obrazovanii i puti ego preodoleniya: sovremenny`e aspekty` problemy` [Alienation in vocational education and ways to overcome it: modern aspects of the problem]. // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Buryat State University], 2015, no. 15, pp. 121-125. (in Russian)

13. Kovtunenko L.V., Trubchaninov M.B. Teoreticheskie aspekty` professional`noj socializacii budushhego sotrudnika FSIN Rossii [Theoretical aspects of professional socialization of a future employee of the Federal Penitentiary Service of Russia]. Penitenciarnaya nauka [Penitentiary science], 2020, Tom 14, no. 2, pp. 283-287. (in Russian)

14. Kopteva N.V. Nevoploshhennost` v internete kak novaya forma texnologicheskogo otchuzhdeniya (na primere studentov gumanitarny`x vuzov) [Non-incarnation on the Internet as a new form of technological alienation (on the example of students of humanities universities)]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Psixologiya. Pedagogika [Bulletin of the Udmurt University. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy], 2021, Tom 31, no. 2, pp. 160-169. (in Russian)

15. Koroleva O.L. Preodolenie otchuzhdeniya studentov I kursa vuza ot uchebnoj deyatel`nosti [Overcoming the alienation of first-year university students from academic activities]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta [Bulletin of Vyatka State University for the Humanities], 2009, no. 2-3, pp. 158-163. (in Russian)

16. Kosy`rev V.N. Test-oprosnik «Sub``ektivnoe otchuzhdenie uchebnogo truda» [Test questionnaire «Subjective alienation of educational work»]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarny`e nauki [Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities], 2011, no. 11 (103), pp. 222-228. (in Russian)

17. Krut`ko E.A., Rubanczova T.A. Problema lichnostny`x form otchuzhdeniya v obrazovatel`nom processe [The problem of personal forms of alienation in the educational process]. Filosofiya obrazovaniya [Philosophy of education], 2016, no. 3 (66), pp. 70-76. (in Russian)

18. Kulagina A.A. Organizaciya samostoyatel`noj raboty` studentov [Organization of independent work of students]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psixologiya [Bulletin of Tver State University. Series: Pedagogy and Psychology], 2020, no. 2 (51), pp. 115-120. (in Russian)

19. Kumoxin A.G., Kachaev R.I. Distancionnoe obuchenie v sovremenny`x usloviyax: obzor vozmozhnostej i ogranichenij [Distance learning in modern conditions: an overview of opportunities and limitations]. Prikladnaya psixologiya i pedagogika [Applied Psychology and Pedagogy], 2021, Tom 6, no. 1, pp. 42-56. (in Russian)

20. Makoev Z.M., Malieva Z.K. Primenenie novy`x informacionny`x texnologij v uchebno-vospitatel`nom processe vuza kak uslovie profilaktiki i preodoleniya moral`nogo otchuzhdeniya obuchayushhixsya [The use of new information technologies in the educational process of the university as a condition for the prevention and overcoming of moral alienation of students]. Internet-zhurnal «Naukovedenie» [Online journal «Science Studies»], 2015, Tom 7, no. 5 (30), pp. 211. (in Russian)

21. Malieva Z.K. Pedagogicheskaya sistema profilaktiki i korrekcii moral`nogo otchuzhdeniya studentov v sovremennoj vy`sshej shkole [Pedagogical system of prevention and correction of moral alienation of students in modern higher education]: monograph. Vladikavkaz: Izd-vo SOGU Publ., 2017, 242 p. (in Russian)

22. Mal`ceva T.V. Osnovny`e tendencii i podxody` sovremennogo obrazovaniya [The main trends and approaches of modern education]. Prikladnaya psixologiya i pedagogika [Applied Psychology and Pedagogy], 2016, Tom 1, no. 2, pp. 8. (in Russian)

23. Marcinkovskaya T.D., Preobrazhenskaya S.V. Informacionnaya socializaciya studentov v tranzitivnom mire [Information socialization of students in a transitive world]. Voprosy` psixologii [Questions of psychology], 2020, no. 3, pp. 45-55. (in Russian)

24. Miniyarova V.A., Miniyarov V.M. Problemy` preodoleniya otchuzhdeniya shkol`nikov ot uchebnoj i obrazovatel`noj deyatel`nosti [Problems of overcoming the alienation of schoolchildren from academic and educational activities]. Evrazijskij obrazovatel`ny`j dialog. Materialy` Mezhdunarodnogo foruma, Yaroslavl`, 26-27 aprelya 2021 goda [Eurasian Educational Dialogue. Materials of the International Forum, Yaroslavl, April 26-27, 2021]. Yaroslavl`: Institut razvitiya obrazovaniya Publ., 2021, pp. 156-160. (in Russian)

25. Mitina L.M. Smy`slozhiznenny`e orientacii sub``ektov obrazovaniya v usloviyax radikal`ny`x sociokul`turny`x i texnologicheskix peremen [Life-meaning orientations of subjects of education in the conditions of radical socio-cultural and technological changes]. Psixologicheskie problemy` smy`sla zhizni i akme. Sbornik materialov XXVI Mezhdunarodnogo simpoziuma, Moskva, 13-14 aprelya 2021 goda [Psychological problems of the meaning of life and acme. Collection of materials of the XXVI International Symposium, Moscow, April 13-14, 2021]. M.: Izd-vo: Psixologicheskij institut Rossijskoj akademii obrazovaniya Publ., 2021, pp. 108-112. (in Russian)

26. Nevryuev A.N., Sy`chev O.A., Sarieva I.R. Svyaz` otnosheniya k distancionnomu obucheniyu s otchuzhdeniem ot ucheby` i e`mocional`ny`m vy`goraniem [The relationship of the attitude to distance learning with alienation from study and emotional burnout]. Psixologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education], 2022, Tom 27, no. 1, pp. 136-146. (in Russian)

27. Osin E.N. Otchuzhdenie ot ucheby` kak prediktor vy`goraniya u studentov vuzov: rol` xarakteristik obrazovatel`noj sredy` [Alienation from study as a predictor of burnout among university students: the role of characteristics of the educational environment]. Psixologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education], 2015, Tom 20, no. 4, pp. 57-74. (in Russian)

28. Panteleeva O.D. Psixologicheskij analiz problemy` otchuzhdeniya v sfere uchebnogo truda [Psychological analysis of the problem of alienation in the field of educational work]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarny`e nauki [Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities], 2013, no. 4 (120), pp. 219-223. (in Russian)

29. Podxodova N.S. Sub``ektny`j opy`t uchashhixsya v preodolenii ix otchuzhdeniya ot processa obucheniya [The subjective experience of students in overcoming their alienation from the learning process]. Sovremenny`e problemy` nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2014, no. 5, pp. 63. (in Russian)

30. Pulyaeva V.N., Nevryuev A.N. Vzaimosvyaz` bazovy`x psixologicheskix potrebnostej, akademicheskoj motivacii i otchuzhdeniya ot ucheby` obuchayushhixsya v sisteme vy`sshego obrazovaniya [Interrelation of basic psychological needs, academic motivation and alienation from studies of students in the higher education system]. Psixologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education], 2020, Tom 25, no. 2, pp. 19-32. (in Russian)

31. Rubczova N.E., Len`kov S.L. Psixologicheskoe blagopoluchie v proekcii cifrovoj socializacii [Psychological well-being in the projection of digital socialization]. Psixologiya cheloveka v obrazovanii [Human psychology in education], 2020, Tom 2, no. 2, pp. 143-149. (in Russian)

32. Rudneva T.I. Pedagogicheskaya deyatel`nost` v usloviyax cifrovoj transformacii obrazovaniya [Pedagogical activity in the context of digital transformation of education]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psixologiya [Bulletin of Tver State University. Series: Pedagogy and Psychology], 2021, no. 3 (56), pp. 168-175. (in Russian)

33. Saidov S.Sh. Analiz prichin otchuzhdeniya studentov ot uchebnoj deyatel`nosti [Analysis of the causes of alienation of students from educational activities]. The Newman in Foreig Policy [The Newman in Foreig Policy], 2017, no. 3 (81), pp. 24-25. (in Russian)

34. Slepczova S.I. Otchuzhdenie kak faktor vy`goraniya studentov v uchebnoj deyatel`nosti [Alienation as a factor of student burnout in educational activities]. Deviacii v obshhestve: riski sovremennogo mira. Tezisy` dokladov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodny`m uchastiem, Yakutsk, 17-18 oktyabrya 2019 goda [Deviations in society: risks of the modern world. Abstracts of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, Yakutsk, October 17-18, 2019]. Kazan`: OOO «Buk» Publ., 2019, pp. 89-93. (in Russian)

35. Smirnov M.Yu., Trofimov M.Yu. Otchuzhdenie cheloveka v kontekste distancionnogo obrazovaniya [Alienation of a person in the context of distance education]. Nacional`ny`e prioritety` Rossii [Russia's National priorities], 2020, no. 2 (37), pp. 96-99. (in Russian)

36. Sorokova M.G. Cifrovaya obrazovatel`naya sreda universiteta: komu bolee komfortno v nej uchit`sya? [Digital educational environment of the university: who is more comfortable to study in it?]. Psixologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education], 2020, Tom 25, no. 2, pp. 44-58. (in Russian)

37. Suvorova E.Yu. Cifrovoe pokolenie: novy`e obrazovatel`ny`e potrebnosti [Digital generation: new educational needs]. Informatika i obrazovanie [Computer science and education], 2021, no. 6 (325), pp. 38-42. (in Russian)

38. Tul`chinskij G.L. Cifrovaya transformaciya obrazovaniya: vy`zovy` vy`sshej shkole [Digital transformation of education: Challenges to higher education]. Filosofskie nauki [Philosophical sciences], 2017, no. 6, pp. 121-136. (in Russian)


Login or Create
* Forgot password?