Experience on integrative didactic providing of technological side of future teacher’s expressive speech formation process has been presented in this paper. The means of art applied within this integrative didactic providing are described. The special attention has been paid to tasks- exercises used in classroom and out-of-class work for students — future teachers.
communicative culture formation in the process of pedagogical staff preparation, future teacher’s expressive speech, means of art, tasks-exercises for expressive speech formation.
ЗАДАЧИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА
Один из эффективных путей решения задачи повышения качества школьного образования, поставленной в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и в Национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 года, — совершенствование системы подготовки педагогических кадров [1; 4].
Важной составляющей этой подготовки является повышение коммуникативной культуры как составной части педагогической культуры учителя. В число основных компонентов коммуникативной культуры педагога входит выразительная речь. Между выразительной речью и успешной педагогической деятельностью существует прямая зависимость, обусловленная особенностями восприятия информации школьниками разного возраста. Сформированная выразительная речь делает устное высказывание более эффективным, обеспечивает высокий результат педагогического общения, его познавательной, интерактивной, перцептивной и, собственно, коммуникативной составляющей. Отдельным аспектам обучения выразительной речи студентов — будущих учителей посвящены работы Г.Н. Можайцевой, А.А. Мурашова, Н.Б. Преснухиной, А.И. Савостьянова и др. [2–3; 6–7]. Однако, несмотря на имеющиеся в науке исследования, нерешенной остается проблема формирования выразительной речи как компонента коммуникативной культуры будущего учителя в течение всего периода обучения в вузе.
1. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial´no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda [The concept of long-term of socio-economic Development of the Russian Federation for the period up to 2020]. Available at: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf (Accessed 12 March 2015).
2. Mozhaytseva G.N. Vyrazitel´nost´ rechi studentov-filologov kak faktor sovershenstvovaniya ikh kommunikativno-rechevoy podgotovki. Kand. Diss. [Expressiveness of speech of students-philologists as a factor of perfection of their communicatively-speech preparation. Cand. Diss.]. St. Petersburg, 1999.
3. Murashov A.A. Tvorcheskoe vzaimodeystvie uchitelya i uchashchikhsya: ritoricheskoe obespechenie. Dokt. Diss. [Creative interaction the teacher and pupils: rhetorical ensuring. Doct. Diss.]. Moscow, 1999.
4. Natsional´naya doktrina obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda [National Doctrine of Education in the Russian Federation for the period until 2025]. Available at: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (Accessed 12 March 2015).
5. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyy slovar´ russkogo yazyka [Explanatory dictionary Russian language]. Moscow, AZ"" Publ., 1995.
6. Presnukhina N.B. Ritoricheskie figury kak sredstvo usileniya vyrazitel´nosti uchebno-nauchnoy rechi uchitelya russkogo yazyka. Kand. Diss. [Rhetorical figures as a means of amplification expressiveness uchebno- of scientific speech of the teacher Russian language. Cand. Diss.]. Moscow, 2000.
7. Savost´yanov A.I. Tekhnika rechi v professional´noy podgotovke uchitelya [Technique speech in the professional preparation of the teacher]. Moscow, Vlados Publ., 1999.