Surgut, Russian Federation
Experiment of works organization on assessment and certifi cation of municipal educational institutions heads in the Surgut Center of assessment and certifi cation of personnel in the course of certifi cation on adequacy for the job is presented in this article. Assessment procedure and a base of test tasks, diagnostic exercises, scenarios of group discussion carrying out are developed in the Center. The author of article analyzes the problems of organization of assessment and certifi cation of municipal educational institutions heads and invites the persons concerned to discussion.
certifi cation of municipal educational institutions heads, competence and competences, competences assessment during certifi cation process, assessment tools, professional standard, qualifi cation certifi cation during certifi cation process
В статье представлен опыт оценки и сертификации квалификации руководителей муниципальных образовательных учреждений г. Сургута Ханты-Мансийского автономного округа. Деятельность по оценке и сертификации осуществляет Сургутский центр оценки и сертификации персонала, который основан в 2010 г. Специалисты по оценке и сертификации квалификации персонала должны опираться в своей деятельности на профессиональные стандарты. В настоящее время Центр разрабатывает региональный профессиональный стандарт руководителя муниципального образовательного учреждения. Разработка стандарта не завершена, но представленная ниже процедура оценки и сертификации позволяет углублять это исследование и вносить в него коррективы.
Актуальность данной деятельности обусловлена введением нового порядка аттестации руководителей образовательных учреждений. В новом порядке установлено, что такую аттестацию осуществляют муниципальные органы управления образования. Безусловно, уже существуют варианты аттестации руководителей, они достаточно технологизированы. Осуществляемые Центром исследования актуальны еще и потому, что задача оценки компетенций и сертификации квалификации в процессе аттестации ставится впервые. В связи с этим муниципальные органы управления образованием вправе создавать свою технологию оценки на основе положения об аттестации.
Профессиональная деятельность руководителя муниципального образовательного учреждения осуществляется в особых экономических условиях, в особой среде — муниципальной. Из-за различий в уровне социально-экономического развития субъектов Российской Федерации условия функционирования муниципальных образовательных учреждений различаются. Это вносит коррективы в процесс управления муниципальными образовательными учреждениями.
По объективным причинам недостаточно изучена профессиональная деятельность руководителя муниципального образовательного учреждения как специфический вид деятельности. Во-первых, образовательные учреждения в период с 2000 г. по настоящее время меняли свой статус по мере изменения законодательства и укрепления вертикали управления. В связи с разграничением полномочий на федеральные, субъектов федерации и муниципальных органов власти образовательные учреждения получили новый статус: из бюджетных (БОУ) они трансформировались в муниципальные бюджетные образовательные учреждения (МБОУ). Во-вторых, процесс изменений на данный момент не завершен. С введением новых законов и подзаконных актов изменяется организационно-правовой статус образовательных учреждений [1, 2]. Так, появились новые организационноправовые формы образовательных организаций — казенные, бюджетные и автономные образовательные учреждения, каждое из которых имеет специфику управления.
В системе общего образования существенно изменились не только организационно-правовая форма образовательных учреждений, но и содержание образования, организация образовательного процесса, применяемые в процессе обучения педагогические технологии. Новые требования к педагогическим кадрам отражены в Положении об аттестации педагогических работников, определившем новый порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (приказ Минобрнауки России от 24 марта 2010 г. № 209). Приняты новые положения о лицензировании образовательных учреждений, об аттестации и аккредитации, систематизированы требования государственного контроля и надзора в сфере образования. Все это существенно изменило подходы к определению результатов деятельности образовательных учреждений [3—5]. Введение подушевого финансирования образовательных учреждений, участие образовательных учреждений в системе госзакупок, котировок, тендеров, изменения в подходах к стимулированию и мотивации педагогического труда требуют новых компетенций от руководителя муниципального образовательного учреждения.
1. Federal'nyy zakon ot 12 yanvarya 1996 g. № 7-FZ «O nekommercheskikh organizatsiyakh» (red. ot 16 noyabrya 2011 g.) (s izm. i dop., vstupayushchimi v silu s 1 yanvarya 2012 g.
2. . Federal'nyy zakon ot 3 noyabrya 2006 g. № 174-FZ «Ob avtonomnykh uchrezhdeniyakh».
3. Borovik V.G. Ob izmeneniyakh v poryadke litsenzirovaniya obrazovatel'noy deyatel'nosti. Administrator obrazovaniya. - 2011. - № 10. - S. 69-78.
4. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 16 marta 2011 g. № 174 «Ob utverzhdenii Polozheniya o litsenzirovanii obrazovatel'noy deyatel'nosti».
5. Borovik V.G. O trebovaniyakh novogo polozheniya o gosudarstvennoy akkreditatsii obrazovatel'nykh uchrezhdeniy i nauchnykh organizatsiy. Administrator obrazovaniya. - 2011. - № 9, 11. - S. 76-86; 64-76.
6. Kvalifikatsionnye kharakteristiki dolzhnostey rabotnikov obrazovaniya (razdel Edinogo kvalifikatsionnogo spravochnika dolzhnostey rukovoditeley spetsialistov i sluzhashchikh): Sbornik normativnykh pravovykh aktov s kommentariyami / Pod red. V.N. Ponkratovoy, Zh.P. Osiptsovoy. - M.: Izdatel'stvo MISIS, 2009.