The author shares the experience of using local lore material related to the history of Smolensk and surrounding country at The-World-Around-Us lessons, shows how such material helps in teaching literacy and organizing after-school activities for primary schoolchildren. Focus areas for local lore work, helpful to evoke interest among pupils to the history and culture of their native heath, are highlighted.
study of local lore, patriotic upbringing, historic and cultural legacy, selection of local lore data.
Меняются времена, эпохи, люди… Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Главная цель родителей и школы – вырастить здоровых и высоконравственных детей. Воспитание в школе должно быть направлено на оптимальное развитие всех детей и каждого конкретного ребенка с учетом его неповторимой индивидуальности.
Последние годы в патриотическом воспитании подрастающего поколения неуклонно возрастает роль краеведения. Краеведение как принцип образования способствует формированию у учащихся общественного сознания, пробуждению любви к родному краю, недаром считается, что краеведение – это «краелюбие». Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании. Каждому дорог свой город, дом, улица, лес и поляны, где гулял в детстве.
Использование местного исторического материала в учебных целях создает условия для самообразования и всестороннего развития детей:
- обостряет внимание к фактам и явлениям действительности;
- стимулирует творческое мышление;
- помогает обрести твердые убеждения, выработать разнообразные умения и навыки.
Современная школа должна обеспечить социальную адаптацию выпускника – прежде всего к местным условиям, дать ему возможность успешно войти в окружающий социум («Где родился, там и пригодился»). Это произойдет, если выпускник будет знать и любить родной край, гордиться его историей, земляками.
Учителю при организации краеведческой деятельности младших школьников следует по возможности сочетать учебную и внеклассную формы работы. Краеведческое содержание образования включает изучение:
- социальной, экономической, политической жизни края;
- культуры и искусства народов края;
- особенностей их быта, обычаев и семейных традиций.
Реализация краеведческого принципа в обучении заключается в установлении связи материала, изучаемого в школе, с теми знаниями и умениями, которые приобретаются в результате исследований родного края.
1. Efimkin Mikhail. Legendarnye zashchitniki Smolenska: glavnokomanduyushchiy Mikhail Kutuzov. AiF-Smolensk. Spetsproekt: 20 fevr. 2013 [Elektronnyy resurs]. - URL: http://www.smol.aif.ru/culture/person/205682 (data obrashcheniya: 08.10.2013).
2. Kul'turnoe nasledie Zemli Smolenskoy. Ofitsial'nyy sayt Departamenta Smolenskoy oblasti po kul'ture [Elektronnyy resurs]. - URL: http://www.nasledie-smolensk.ru (data obrashcheniya: 08.10.2013).
3. Rossiya velikaya //Sayt proekta RIN.ru [Elektronnyy resurs]. - URL: http://russia.rin.ru (data obrashcheniya: 08.10.2013).