The article discloses logic and accumulates key findings of the research of motivational priorities of first-year students of Biysk technological Institute (branch) and potential applicants (graduating students of high school of Biysk town). The research was conducted in the autumn 2014. This research shows how much seriously respondents take higher education and choice of the University and what an important thing of their future university is. Also the research let us determine if respondents’ motivational profile changes because of parametric characterization such as sex, academic progress, specialisation, etc, and if there are some differences in motives of getting higher education and choice of the university of potential and real applicants.
motives, respondents, education, applicants, priorities.
ВВЕДЕНИЕ
Высшая школа уже в течение нескольких десятилетий находится в состоянии постоянного реформирования. К негативным последствиям модернизации сферы образования можно отнести то, что вузовские модели управления были не готовы к реформе высшей школы, в результате чего произошло замедление реализации реформ высшего образования [2]. Правомерно отметить и то, что под натиском реформ образование превращается в услугу, предоставляемую на рыночных условиях. Другими словами, капитал знаний конвертируется в капитал денежный [1]. По мнению большинства специалистов, проведенные реформы имеют больше отрицательных последствий, чем положительных. И к одной из главных причин такого явления можно отнести большой разрыв, наблюдаемый между практикой реформаторства и социологическим обоснованием необходимости тех или иных изменений [3].
Отметим, что, по данным Федеральной службы государственной статистики, число высших учебных заведений Российской Федерации значительно выросло всего за пару десятилетий. И даже если нынешние реформы направлены на сокращение высших учебных заведений, мы наблюдаем, что число образовательных учреждений остается также на порядок выше, чем в 1990-х гг. Причем рост происходит за счет открытия частных высших школ [4]. В связи с постоянными изменениями в сфере образования и ростом конкуренции на рынке образовательных услуг возникает необходимость в исследовании мотивов получения высшего образования и критериев выбора вуза.
Результаты анализа мотивационных приоритетов студентов нашли отражение в исследовательских работах многих авторов (В.А. Далинтер, И.В. Гладкая, О.В. Виштак, И.А. Каратабан, О.С. Кошевой, С.А. Мордвинкина, А.Е. Палагина и др.). В частности, И.В. Гладкая отмечает, что знание и понимание мотивационной направленности современных студентов поможет скорректировать преподавателям и администрации образовательного учреждения процесс их профессионального становления [5].
1. Tavokina E. P. Russian education under the gun «reforms». Sociological researches. 2012, I. 8, pp. 134-142. (in Russian)
2. Eliseev A.M. Ready models of university management to reform the Higher School. Sociological researches. 2009, I. 12, pp. 131-134. (in Russian)
3. Shpak L.L. Reform of higher education: a review of the teacher. Sociological researches. 2005, I. 8, pp. 116-119. (in Russian)
4. Site «Rosstat» Available at: http://www.gks.ru/, free.
5. Smooth I.V. Motivation and motives of higher vocational education of modern students. Herald Togirro.2012, I. S 1, pp. 66-74. (in Russian)
6. Vishtak O.V. Motivational preferences of applicants and students. Sociological researches. 2003, I. 2, pp. 135-138. (in Russian)
7. Karataban I. A. Motivation and accessibility of higher education in modern Russia. Herald of Adygeya State University. 2011, I. 2, pp. 167-175. (in Russian)
8. Milyaeva L.G., Bavykina E.N. The method of constructing the motivational profile of potential entrants universities. Нumanization of education. 2013, I. 5, pp. 48-53. (in Russian)
9. Kharchenko I.I. Educational and professional youth strategy: environmental signals and individual motives. Russia and Russians in the new century: challenges and horizons of development. 2008, Part. 21, pp. 457-492. (in Russian)
10. Site «Rudocs.exdocs». Available at: www. rudocs.exdocs.com, free.
11. Super D.E. Veration development. N.Y.: Van Nostrand, 1988. 187 p.