Social-economic changes in Russia and Kazakhstan are considered as factors which put forward the urgent need to bring up professionals with appropriate economic expertise. It is emphasized that this goal is of crucial importance for the future of both nations. The main challenges to the educational system arisen by the current political economic and social environment factors, are analyzed. In order to develop educational policy adequate to the present challenges and the declared goal of modernization in the socio-economic sphere, the authors introduce the concept of instrumentalizing the process of upbringing professionalism, cognition and creativity in prospective specialists based on FGOS for higher vocational education (HVE). It is especially important that the 3rd generation FGOS for the HVE instead of mastering different kinds of activities is aimed at building labor/professional skills, knowledge and competences, adequate to the goal of industrial modernization and also in tune with the social and economic modernization.
educational policy, modernization of education, economic competence.
Управление образованием – это управление процессом его развития. Необходимо перейти от административных методов управления образовательными учреждениями к нормативным и экономическим методам, совершенствовать единую систему образовательной статистики и показателей качества образования, сопоставимую с мировой практикой, а также эффективную систему мониторинга образования, без чего не может быть качественного управления развитием системы образования.
Что формирует сегодня образовательную политику? Каковы основные вызовы системе образования в сложившихся условиях политической, экономической, социальной среды?
Первый вызов – усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала.
Второй вызов – ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста.
В ближайшее десятилетие развитые страны перейдут к формированию новой технологической базы экономических систем, основанной на использовании новейших достижений в области биотехнологий, информатики и нанотехнологий.
Для России наличие научно-исследовательского потенциала и высокотехнологичных производств создает условия для:
- обеспечения технологического лидерства по ряду важнейших направлений;
- формирования комплекса высокотехнологичных отраслей и расширения позиций на мировых рынках наукоемкой продукции;
- модернизации традиционных отраслей экономики, в том числе за счет развертывания глобально ориентированных специализированных производств.
1. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii razrabotana v sootvetstvii s porucheniem Prezidenta Rossiyskoy Federatsii po itogam zasedaniya Gosudarstvennogo soveta Rossiyskoy Federatsii, sostoyavshegosya 21 iyulya 2006 g., i utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 17 noyabrya 2008 g. № 1662-r.
2. Novoselova S.Yu. Obrazovatel'naya politika: modeli, tendentsii izmeneniya i ikh vliyanie na soderzhanie obucheniya professionalizmu, kognitivnosti i kreativnosti v vuzakh Rossii / S.Yu. Novoselova, E.G. Yakovenko. Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. - 2011. - № 4.
3. Novoselova S.Yu. Sovremennaya obrazovatel'naya politika Rossii: osoznanie i praktika inklyuzivnogo obrazovaniya / S.Yu. Novoselova. Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. - 2011. - № 2.
4. Poslanie Prezidenta Respubliki Kazakhstan narodu strany «Protsvetanie, bezopasnost' i uluchshenie blagosostoyaniya vsekh kazakhstantsev», 1997. - http://minplan.gov.kz/economyabout/222/47628/
5. Chalenko S. P. Pedagogicheskaya nauka i obrazovanie v Rossii i za rubezhom: regional'nye, global'nye i informatsionnye aspekty / S.P. Chalenko. Obrazovatel'naya politika Rossii na sovremennom etape. - 2005. - Vyp. 2.