The author shows how additional professional education (APE) helps professional educational institutions to train competitive specialists under the conditions of integration in the professional education sphere. It is argued that professional education establishments (PEE) should carry out labor market research and forecasting in order to maintain competitiveness at the educational services market. The concept of ”competitive specialist” is explored, and the necessity to work out a model for forecasting the set of graduates’ competences for the highly-demanded professions. The paper suggests practical recommendations to enhance competitiveness of PEE graduates through the development of the additional professional education system.
additional professional education (APE), competitive specialist, efficient PEE activities.
Сегодня в условиях развития рыночной системы отношений существующие проблемы подготовки специалистов и рабочих, реформирования российской системы образования, разработки и внедрения рыночных механизмов регулирования ее взаимоотношений с реальным сектором экономики встали в ряд важнейших общегосударственных задач. Конкурентоспособность будущего специалиста в настоящее время приобретает статус одного из важнейших показателей в образовательной деятельности учреждений профессионального образования.
Несоответствие перечня и качества образовательных услуг современным запросам рынка труда является острой проблемой сегодняшней социально-экономической ситуации.
Сегодня, приступая к трудовой деятельности, выпускник профессиональной школы оказывается к ней неподготовленным – он что-то знает, что-то умеет делать, проектировать. Однако он не готов нести ответственность за свою работу. Он не имеет навыков общения в коллективе. Поэтому ему приходится действовать не так, как следовало бы, а так, как получится, как сложатся внешние обстоятельства и условия его работы. Это – огромный недостаток всего нашего образования на всех уровнях [4].
В сложившейся ситуации одним из ключевых элементов формирования конкурентоспособного специалиста-выпускника является сфера дополнительного профессионального образования (ДПО). Сегодня повышение квалификации и профессиональная переподготовка трудовых ресурсов стала одним из значимых факторов национального конкурентного преимущества на рынке труда, достичь которого можно только развивая и поддерживая сферу дополнительного профессионального образования.
Принципы сферы ДПО основываются на опережающем и регулирующем характере содержания обучения, ориентации на развитие специалиста как личности, индивидуализации учебного процесса, гуманизме и демократичности образования.
1. Vasil'chenko N.G. Vostrebovannost' spetsialista na rynke truda kak integrirovannyy kriteriy kachestva obrazovatel'noy programmy / N.G. Vasil'chenko, E.V. Burlyukina. Inzhenernoe obrazovanie. - 2005. - № 3. - S. 116-123.
2. Ivanov A.V. O modeli konkurentosposobnogo vypusknika vuza / A.V. Ivanov, A.V. Korobeynikov. Idnakar. - 2011. - № 1(11). - S. 113-121.
3. Naumova T.B. Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya / T.B. Naumova. Kompetentnost'. - 2009. - № 5. - s. 10-16.
4. Novikov A.M. Razvitie otechestvennogo obrazovaniya / Novikov A.M.. Polemicheskie razmyshleniya. - M: Izdatel'stvo «Egves», 2005. - 176 s.
5. Sviridova A.E. Aktual'nye problemy razvitiya rossiyskoy obrazovatel'noy sistemy v sootvetstvii so standartami Bolonskogo protsessa / A.E. Sviridova. Ekonomicheskaya nauka i obrazovanie. - 2010. - № 12(73) - S. 413, 414.
6. Suvorov V.S. Kak sformirovat' konkurentosposobnogo spetsialista: posobie dlya rukovoditeley i pedagogov uchebnykh zavedeniy professional'nogo obrazovaniya / V.S. Suvorov, P.N. Osipov. - Kazan': ISPO RAO, 2000.