Moskva, Russian Federation
This article describes a method of forecasting and prevention of aircraft accidents, allowing to reduce the air transport environmental hazard.
forecasting, prevention, aircraft accident, environmental protection
1. Введение
Сложившаяся веками практика противодействия чрезвычайным ситуациям и преодоления их разрушительных результатов в XXI в. оказывается недостаточной, она перестала устраивать общество, которому необходима комплексная система обеспечения безопасности жизнедеятельности [1].
Гражданская авиация (ГА) — сложная система, одна из важных задач которой — обеспечение гарантированного безопасного и качественного предоставления услуг пассажирам. Ее особое значение заключается в обеспечении дальних магистральных пассажирских сообщений (в том числе международных), и сообщений в регионах, лишенных наземного транспорта [2].
Для России развитие авиации исключительно важно из-за огромных размеров ее территории (более 17 млн км2) и недостаточного развития наземных транспортных коммуникаций, особенно в малонаселенных районах Крайнего Севера, Дальнего Востока, Сибири и местностях, приравненных к ним из-за суровых климатических условий (почти 11 млн км2). Для этих районов, в которых сосредоточены исключительно мощные запасы природных ресурсов, транспортная и информационная доступность территорий является важнейшим условием их промышленного и культурного освоения, поэтому задача развития безопасных транспортных коммуникаций, как, впрочем, и систем связи, всегда была и остается особо актуальной. В таких условиях явно выгоднее и разумнее содержать хорошо обустроенный аэропорт [2].
2011 г. оказался для гражданской авиации России исключительно негативным. В стране произошло шесть катастроф, что составило 21,4 % количества всех катастроф в мире, в которых погибло 97 человек (19,1 % общего количества погибших) [3]. По результатам прошлого года Россия стала страной с самым большим количеством катастроф и «опередила» все африканские страны, вместе взятые.
2. Особенности воздействия авиационных происшествий на окружающую среду
При авариях и катастрофах, кроме человеческих жертв и очевидных материальных потерь, происходит существенное локальное загрязнение биосферы. Основной особенностью этого негативного воздействия на окружающую среду является его аварийно-залповый характер, т. е. полная неопределенность как времени и места такого события, так и объемов и интенсивности воздействия [2].
Экстренное проведение аварийно-спасательных работ при авиационных происшествиях (АП) сопровождается большими материальными затратами и значительным воздействием на окружающую среду.