Moscow, Moscow, Russian Federation
VAC 12.00.02 Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
VAC 12.00.10 Международное право; Европейское право
VAC 12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
VAC 12.00.14 Административное право; административный процесс
GRNTI 10.07 Теория государства и права
BBK 60 Общественные науки в целом
In this article, the authors consider certain aspects of the impact of digitalization processes on the development of law in Russia.
informatization, digitalization, law
Общеизвестно, что информатизация вошла во все сферы человеческой жизни и произвела за последние десятилетия глубокие ее изменения. Одним из важных факторов, влияющих на развитие общества стали информационно-коммуникационные технологии, повлекшие за собой, без преувеличения, информатизацию абсолютно всех сфер человеческой деятельности. Причем информатизация сегодня выступает не только как глобальная важная задача общества, но и как требование дальнейшего его социального развития.
На сегодняшний день ни у кого не вызывает сомнения, что построение современного правового государства невозможно без решения таких проблем, как реализация конституционного права граждан на получение информации, а также на контроль за исполнением своих обязанностей государственными органами и должностными лицами по предоставлению гражданам возможности на ознакомление с материалами, затрагивающими их права и законные интересы, что в свою очередь, предопределяет решение серьезной задачи - формирование в России единого информационного пространства в рамках правового поля, которое позволило бы обеспечить правовую информированность всех структур общества и каждого гражданина в отдельности.
Безусловно, информационно-коммуникационные технологии являются своеобразным толчком для дальнейшего развития новых социально-экономических отношений, а также для обеспечения безопасности страны. В настоящее время наблюдается воздействие информатизации во всех сферах жизнедеятельности, как личности, так и общества в целом, что свидетельствует о важной роли, как государства, так и права в данной сфере. На наш взгляд, именно право способно создать условия для гармоничного развития современной российской информационной инфраструктуры, которая обеспечит конституционные права человека в области получения и реализации информации. Правильно разработанный и выверенный механизм реализации этих положений, позволит обеспечить конституционный строй государства, сохранить политическую, экономическую и социальную стабильность, внести коррективы в обеспечение законности и правопорядка государства.
По мнению В.Д. Зорькина, в настоящее время появилось новый вид права – «право второго модерна», основной целью которого выступает регулирование социальных, экономических и политических правоотношений в мире цифр. А это означает, что права человека должны защищаться не только на государственном, но и на международном уровне.
В условиях всеобщей цифровизации сфера права трансформируется, что приводит к появления новых правовых явлений, например, к изменению субъектов и объектов правового регулирования, характера правоотношений. В свою очередь, основой для правового регулирования новых цифровых правоотношений выступают уже имеющиеся доктринальные идеи, которые находят свое отражение в различных отраслях современной системы права.
Анализ Доктрины информационной безопасности Российской Федерации позволяет выделить следующие цифровые права в информационном пространстве, которые, согласно концептуальных положений, должны обеспечиваться и соблюдаться:
во-первых, это активное и свободное использование информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе и сети Интернет;
во-вторых, это использование компьютеров и иных устройств;
в-третьих, свободное создание цифровых публикаций и произведений с возможностью их последующего опубликования в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе сети Интернет.
Цифровизация права, появление новых прав в данной сфере послужили основанием для появления новых нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу жизни общества. Однако всеобщая цифровизация права, оказывая непосредственное положительное воздействие на развитие технологического процесса, породила некоторые проблемы правового характера в сети Интернет. В первую очередь, данные проблемы касаются повышения уровня защиты персональных данных, обеспечения кибербезопасности и защиты конституционных и иных прав человека и гражданина.
Цифровизация права привела к тому, что вся информация, зашифрованная в Интернете, может быть дешифрована. А это уже напрямую касается персональных данных физических лиц, ведь под персональными данными понимается информация, которая может прямо или косвенно определить личность, использующую сеть Интернет. В качестве таких данных выступают фамилия, имя, отчество, год и место рождения лица, адрес, семейное положение, место работы. Расширение возможностей в процессе цифровизации права привела к тому, что используемую личную информацию в сети Интернет можно сравнивать с имеющимися данными, не нарушая правил автоматической обработки данных.
В период цифровизации права отдельные нормы права, регулирующие определенную сферу правоотношений, устанавливающие или запрещающие определенные действия, интерпретируются под информационную среду. Так, например, государство обязывает устанавливать особый контроль за государственными служащими, в целях исключения коррупционного поведения с их стороны. В связи с чем, при назначении на должность государственный служащий должен предоставить информацию об адресах сайтов и страниц сайтов в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе и сети Интернет. Работодатель, в свою очередь, изучая личность претендующего на должность лица, проверяет всю имеющуюся информацию в отношении него, размещенную в социальных сетях, после чего принимает соответствующее решение.
Получается, что само физическое лицо, как субъект права, в процессе цифровизации права было предано переосмыслению. Так, в традиционном праве любое физическое лицо обладает рядом следующих качеств и признаков: биометрические показатели; время и место рождения; время и место смерти; материальные и нематериальные блага; правоспособность и др.
В период традиционного права смерть физического лица предполагала наступление его биологической смерти. Жизнь человека оставалась в памяти других лиц лишь благодаря своим поступкам изобретениям искусства и культуры. Иначе говоря, возможность обретения жизни после смерти была только у избранных людей, обладающих выдающимися способностями, выделяющими его среди других людей. В настоящее время в эпоху цифровизации всех сфер жизни общества возможность продолжать «жизнь» после смерти появилась у людей благодаря тому, что они оставляют виртуальные следы в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе сети Интернет, еще при жизни. В связи с цифровизацией у людей появилось право забвения, в соответствии с которым каждый гражданин может обратиться к поисковику с целью удалить ссылки на его странице из списка поиска.
Помимо права на забвение, у лица появились и некоторые иные цифровые права, к числу которых относятся право на изображение, право на свободное посещение сети Интернет. Ранее признанные права (право на информацию, свободу слова, на доступ к информации) стали относиться к числу цифровых прав.
Вместе с тем, в связи с цифровизацией права, а также правового регулирования периода цифрового существования аккаунтов после смерти их владельцев, отдельными правоведами высказываются предложения на законодательном уровне закрепить право «на цифровую смерть». Предполагается, что данное право будет наравне с правом на соблюдение воли умершего по распоряжению его собственностью. Точно также, либо будет иметь право на соблюдение его воли по поводу дальнейшей судьбы персональных данных, размещенных на просторах информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе и сети Интернет. Таким образом, доверенные лица получат право распоряжения персональными данными в сети Интернет после его смерти.
Важнейшим компонентом права и правоотношений, наравне с субъектом права, выступают объекты права и правоотношений. Цифровизация права привела к тому, что в качестве самостоятельного объекта стала выступать информация.
Бесспорно, что информация имеет важнейшее значение, как в частном, так и в публичном праве, выступая объектом, как в экономических, так и в политических или общественных правоотношениях. При этом, объектом выступает не как таковая информация, расположенная в одном документе, а целые системы баз данных или взаимосвязанные документы.
Благодаря цифровизации и развития технологий, информация, как объект права, выступает не только в виде документов на бумажном носителе, но и в виде электронных документов и денег, в том числе и криптовалюты. Приведём интересный факт, что еще в 2016 году отношение к криптовалютам было негативным, предлагалось даже внести в категорию уголовно-наказуемых деяний действия по обращению с криптовалютой. В настоящее же время отношение к криптовалюте несколько изменилось. Так, в Федеральном законе Российской Федерации от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закреплено понятие «цифровой валюты». В свою очередь, это привело к необходимости создания новых, специальных норм, регулирующих распространение виртуальных объектов. Поэтому законодатель прямо закрепил, что к правоотношениям, возникающим при выпуске, учете и обращении цифровых финансовых активов в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе с участием иностранных лиц, применяется российское право.
Последним, рассматриваемым нами компонентом права, претерпевающим определённые изменения в рамках цифровизации права, выступают правоотношения. Особенностью подобного рода правоотношений, на наш взгляд, является время их возникновения. Виртуальные правоотношения возникают в момент, когда одна сторона выразит свое согласие на заключение сделки в Интернете посредством клика, в связи с чем, в теории общепринята позиция, согласно которой виртуальные правоотношения возникают по правилам «двух кликов».
Таким образом, цифровизация, в определённом смысле, стала причиной стирания граней между отраслями права, что, в свою очередь, оказало непосредственное воздействие на всю правовую теорию. Это позволяет нам утверждать, что право стоит - на пороге перемен под влиянием технологического фактора. Тенденции развития права в период его цифровизации свидетельствует о том, что выделенные традиционные признаки права постепенно утрачивают свой смысл, поскольку появляется новый феномен, как виртуальные правоотношения, развивающиеся на просторах сети Интернет.
Соглашаясь с представителями научной общественности, отметим, что так называемая цифровая трансформация оказывает непосредственное воздействие на закрепление нового вида прав. Назовём их цифровые права человека и гражданина, как участника всемирного информационного, цифрового пространства. Что, в свою очередь, непременно потребует адекватного формулирования правового механизма регулирования, реализации и защиты уже существующих и вновь формирующихся прав человека в целях устойчивого социально-экономического развития, обеспечения реализации конституционных прав человека и гражданина. В дальнейшем, все эти изменения окажут самое непосредственное влияние на переосмысление структуры права, а, следовательно, и всей правовой теории.
1. Federal'nyy zakon Rossiyskoy Federacii ot 31.07.2020 № 259-FZ «O cifrovyh finansovyh aktivah, cifrovoy valyute i o vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federacii» // EPS «Sistema GARANT» : Mobil'nyy GARANT onlayn. Internet-versiya / NPP «GARANT-SERVIS-UNIVERSITET». - Tekst : elektronnyy. URL: http://internet.garant.ru (data obrascheniya: 15.07.2023).
2. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 05.12.2016 № 646 «Ob utverzhdenii Doktriny informacionnoy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii» /// EPS «Sistema GARANT» : Mobil'nyy GARANT onlayn. Internet-versiya / NPP «GARANT-SERVIS-UNIVERSITET». - Tekst : elektronnyy. URL: http://internet.garant.ru (data obrascheniya: 15.07.2023).
3. Zor'kin, V.D. Pravo v cifrovom mire. Razmyshlenie na polyah Peterburgskogo mezhdunarodnogo yuridicheskogo foruma // Rossiyskaya gazeta. 2018. Stolichnyy vypusk № 7578 (115). - Tekst : elektronnyy URL: https://rg.ru/2018/05/29/zorkin-zadacha-gosudarstva-priznavat-i-zashchishchat-cifrovye-prava-grazhdan.html (data obrascheniya 16.07.2023 g.).
4. Karchiya, A.A. Cifrovaya transformaciya i prava cheloveka // Russkaya politologiya. 2018. № 4 (9). - S. 33 - 38. - Tekst: elektronnyy URL:https://cyberleninka.ru/ (data obrascheniya: 14.07.2023).
5. Romanova, A.L. Tehnologii cifrovogo reinkarnirovaniya lichnosti v sootnoshenii s pravom na «cifrovuyu smert'»// Vestnik Universiteta imeni O. E. Kutafina. № 4. - 2022. - S. 211-217. - Tekst: elektronnyy URL:https://cyberleninka.ru/ (data obrascheniya: 16.07.2023).