Moskva, Russian Federation
The paper considers the problem of the Russian language teaching at primary school in the context of requirements, set forth by the Federal State Educational Standard of Primary General Education (FGOS NOO) of the second generation. It is emphasized, that achievement of the priority goals is closely related to the goal of making education more practice-oriented, which implies: more active cognitive work with linguistic units; operating with knowledge gained; mastering the special set of modes of actions. Also described are the features of the test work on the Russian language discipline, wherein such work is characterized as providing control over the students’ training outcomes at both the basic and the advanced levels.
Standard of Primary General Education, scholarship, planned training outcomes, application of knowledge, meta-object outcomes.
В текущем году начальную школу окончили учащиеся, которые обучались по стандартам второго поколения. Какие получены результаты, соответствуют ли они требованиям государственных образовательных стандартов, какие имеются промахи и что нужно скорректировать в учебном процессе?
Все эти вопросы волнуют учителей, чьи ученики станут выпускниками начальных классов в следующем году. Успешное достижение планируемых результатов обучения также важно и педагогам, которые работают не с выпускными классами, поскольку у них еще есть возможность что-то исправить и скорректировать. В связи с этим анализ и оценка выпускных работ учащихся по русскому языку, как с точки зрения достижения предметных, так и метапредметных результатов, очень актуален для практических работников.
Редакция уверена, что статья М.И. Кузнецовой — специалиста по контрольно-оценочной деятельности окажется полезна всем участникам образовательного процесса в начальной школе.
От редакции
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В СООТВЕТСТВИИ С ЦЕЛЯМИ, ЗАДАННЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМ СТАНДАРТОМ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В последние несколько десятилетий содержание филологического образования претерпело серьезные изменения на всех уровнях, и начальная школа не стала исключением. В соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) ключевыми целями изучения русского языка являются:
- формирование первоначальных представлений о языке как основе национального самосознания;
- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения;
- сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
- овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач [3].
1. Kuznetsova M.I. Sistema kontrolya i otsenki obrazovatel’nykh dostizheniy mladshikh shkol’nikov v sovremennoy nachal’noy shkole [The monitoring and evaluation of educational achievements of younger schoolboys in modern elementary schoo]. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2013.
2. Otsenka dostizheniy planiruemykh rezul’tatov v nachal’noy shkole: sistema zadaniy [Assessment of the achievements of planned results in the primary school: the system tasks]. In 2 parts. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2009.
3. Federal’nyy gosudarstvennyy obrazovatel’nyy standart nachal’nogo obshchego obrazovaniya [The federal state educational standard of primary education]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2014.