Russian Federation
Russian Federation
Kazan, Kazan, Russian Federation
In modern conditions of growing globalization, the interdependence of the national economies of different countries of the world is deepening, simultaneously with the specialization of each country in certain industries and products. However, the global interdependence of economies leads to a situation where changes in operating conditions in the foreign market of one country lead to significant economic problems in other partner countries. We can talk about the policy of protectionism and international sanctions. Analyzing the dynamics of imports in the context of the main importing countries, it was found that in 2021 there was a significant decrease in imports of goods from “unfriendly” countries, while imports from China increased by 47% and currently account for almost one-quarter of all imports. At the same time, it was noted that there is import dependence on imported machinery, equipment and vehicles; this group accounts for more than 48% of imports. The same can be said about the products of the chemical industry (rubber for the most part) and food products. Although in the last group a slight decrease in dependence can be noted. There is a decrease in dependence on imports for the group of consumer goods, while at the same time there is a high dependence for the group of intermediate goods, such as semi-finished products, components for production, etc. In recent years, there has been a steady increase in the production and substitution of imported goods in agriculture, in particular in livestock farming. The main directions for developing an export-oriented import substitution policy include: implementing an effective trade policy, investing in research and development, infrastructure development, developing a qualified workforce, market diversification, export lending, and introducing environmentally sustainable practices.
economic security, economic sanctions, import substitution, import dependence, technological sovereignty
Введение. Современный этап развития мировой экономики характеризуется масштабностью интеграционных процессов и процессов глобализации, что напрямую оказывает влияние на экономики всех стран, поскольку в рамках этих процессов происходит углубление их зависимости друг от друга, что при положительном течении обстоятельств ведет к взаимному эффекту для национальных экономик всех стран партнеров. Каждая страна приобретает специализацию на определенном спектре отраслей и продуктов, которые наиболее выгодно развивать в ней, привлекает инвестиции, включая иностранные, в такие производства. И компании, производящие такие продукты, становятся наиболее конкурентоспособны на мировом рынке. Однако, актуальная реальность четко показала нестабильность международных отношений, что связано с геополитической напряженностью, острым реагированием мирового сообщества на действия России, введением экономических санкций, либо уходом с российского рынка многих компаний, ранее инвестировавшим в развитие российской экономики. Если в 2014 году эти процессы только начались, то к 2022 году можно говорить лишь о существенном усугублении ситуации. В такой ситуации, учитывая растущую взаимозависимость стран и их национальных экономик, протекционистская политика представляет собой угрозу для страны партнера для ее экономической безопасности, что актуально применительно к новым реалиям для российской экономики.
Важно отметить, что экономическая безопасность как категория имеет разные определения, что зависит от сущностного ее понимания [1]. Многообразие определений можно объяснить корреляцией с другими категориями и понятиями, а также емкостью данной категории. Кратко несколько определений разных авторов представлены в таблице (табл. 1).
Табл. 1. Основные определения экономической безопасности
Автор |
Определение |
Джан Ёнг [2] |
В рамках сохранения экономической независимости, экономическую безопасность можно рассматривать в качестве способности обеспечить для населения рост его жизненных стандартов на постоянной основе, посредством развития национальной экономики. |
Gamez Haikel [3] |
Стремление субъекта (от отдельного человека до государства) достичь относительной степени гарантии, чтобы выжить в условиях обеспечения для поколений эффективного их процветания, а также достаточного благосостояния. |
Источник: составлено автором на основе [2, 3]
Можно схематически представить уровни и сектора влияния, что в совокупности представляет структуру экономической безопасности (рис. 1).
Рис. 1. Структура экономической безопасности
Источник: составлено автором на основе [4-7]
Ведение жесткой протекционистской политики против России в виде санкций создали реальную угрозу экономической безопасности страны. В таблице 2 представлены основные направления санкционной политики недружественных стран, объединенные в четыре группы.
Табл. 2. Основные направления санкционной политики недружественных стран против России
Направления |
Сущность |
SDN (Specially Designated Nationals and Blocked Persons) |
Список физических и юридических лиц, чьи активы и собственность, если они находятся на территории США или во владении американского лица, считаются заблокированными. Ни одно лицо в США, будь то физическое или юридическое, не имеет права заключать какие-либо сделки с лицом из списка SDN, если только на это не получено специальное разрешение OFAC. |
SSI (Sectoral Sanctions Identifications) |
Направлены только на отдельные отрасли: энергетический сектор; финансовый сектор (к некоторым финансовым сделкам и операциям c ценными бумагами и другое); продовольственные сектор; сектор сельского хозяйства (удобрение и некоторое сырье для его производства, а также растениеводства и другое); сектор высоких технологий (комплектующие и другое). |
Санкции, связанные с присоединением Крыма (2014 год) |
Любые сделки между США и лицами на территории Крыма запрещены, за исключением ограниченного объема гуманитарных и частных некоммерческих сделок на основании генеральных лицензий OFAC. |
Санкции, предусмотренные Законом США «О противодействии противникам Америки посредством санкций» от 2017 года (CAATSA) |
В основном, связаны с секторами как кибербезопасность, оборонный и разведывательный. В основном касается лиц, которые занимаются коммерческой деятельностью и близки к Кремлю. Также третьих лиц (нерезидентов США), заключающих «существенные» сделки с российскими лицами под санкциями. |
Несколько санкционных пакетов против экономики России (финансы, экспорт и импорт) (2022 год) |
Помимо расширения персональных санкций - запрет поставки в Россию ряда наименований высокотехнологичной продукции (в т.ч. полупроводников, некоторых видов машиностроительной продукции); ограничение операций с коммерческими банками (все крупнейшие банки оказались под санкциями). Угроза «вторичных санкций» для компаний из третьих стран. Помимо санкций – добровольный уход ряда компаний США, Евросоюза и ряда других стран с российского рынка, сворачиванием инвестиций, доступа к технологиям. |
Источник: составлено автором на основе [8]
Наибольшую угрозу экономике создают так называемые секторальные санкции, которые направлены на запрет импорта товаров. В данной связи можно отметить санкции на часть продовольственных товаров, а также товаров в сфере высоких технологий, на сырье и комплектующие и многое другое. В тоже время можно отметить, что санкции стали тем фактором, который привел в движение интенсификацию отечественного производства за счет развития импортозамещения, запрещенных к ввозу товаров. Соответственно, импортозамещение можно назвать фактором, которые сможет обеспечить нужный уровень экономической безопасности страны.
Если рассматривать импортозамещение как понятие, то можно отметить, что впервые оно было использовано Организацией Объединенных Наций (ООН) относительно колоний отличающихся монокультурной экономикой, где осуществлялся практически сто процентный импорт товаров. Чуть позже данный термин использовался ООН для развивающихся стран и обозначения проводимой там экономической политики. Основной целью таких стран по мнению ООН, посредством инструментов протекционизма являлся рост индустриализации экономики. Протекционистские инструменты выступали в качестве защиты от конкурентов национальных игроков рынка [9].
Нельзя не отметить существующую импортозависимость по некоторым отраслям (фармацевтика, машиностроение, химическая и многие другие) в России, что обусловлено сырьевой направленностью экономики страны. Исходя из этого, импортозамещение уже возникало как насущная потребность [10].
В работах зарубежных авторов понятие «импортозамещение» анализируется с позиции формирования и расширения промышленного сектора. Так, опираясь на классические исследования А. Хиршмана, С. Ноймана можно констатировать, что предпосылками такого вида индустриализации выступают низкая степень устойчивости платёжного баланса, военные действия, расширение внутреннего рынка и политика форсированного развития. Данный тип индустриализации характеризуется как «внутриориентированная государственная стратегия экономического развития» [11].
Если рассматривать исследования, имеющие экономическую направленность, то «импортозамещение» часто представляется в качестве модели, основной ориентир которой рост экономики, и которая представляет собой процесс интеграции государства в систему хозяйственных связей международного масштаба. Часть авторов рассматривают импортозамещение как экономическое развитие страны, одну из ключевых целей такого развития, что касается импортозамещения промышленных товаров [12].
Часть авторов анализируют импортозамещение с позиции промышленного комплекса, а именно его расширения и вопросов формирования [7].
Цель статьи заключается в обосновании направлений формирования экспорто-ориентированной политики импортозамещения на основе исследования тенденций и перспектив импортозамещения в условиях жесткой санкционной политики как возможности обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.
Условия, материалы и методы исследования.
В рамках исследования будет использоваться система показателей, которая даст возможность увидеть основные тенденции импортозависимости России, а также развития импортозамещения в условиях жесткой санкционной политики, к основным из показателей можно отнести: динамика импорта в целом по стране на основании данных по совокупному импорту; структура импорта по основным странам импортерам; структура импортозависимости по отдельным товарным группам; удельный вес потребительских и промежуточных товаров в импорте; доля высокотехнологической продукции в общем объеме импорта; динамика производства и импорта санкционной продукции в РФ; динамика производства основных видов сельскохозяйственной продукции.
Основным периодом исследования выступает временной промежуток 2019-2021 гг., для сравнения с периодом до санкций берется 2013 год.
Экономико-статистический метод исследования базируется на данных Федеральной таможенной службой России и Национального рейтингового агентства.
Анализ и обсуждение результатов исследования
В период с 2014 по 2021 «недружественные» страны ввели пакеты санкций, как политических, так и экономических, против России, существенно повлияв на ее экономику. Для противодействия воздействию этих санкций важнейшим инструментом стало импортозамещение. Этот подход направлен на смягчение влияния санкций и помощь России в снижении ее зависимости от импортных товаров. Парадоксально, но эти санкции послужили катализатором саморазвития, особенно для российских отраслей, сильно зависящих от импорта. На рисунке 2 представлена динамика зависимости России от импорта в разрезе по основным группам стран.
Рис. 2. Динамика импорта России в разрезе основных групп стран, млрд.долл.
Источник: составлено автором на основе [13]
В целом важно отметить значительное сокращение импорта относительно досанкционного периода. В тоже время в 2019 году наблюдается рост импорта в основном данный рост пришелся на импорт из стран дальнего зарубежья, что скорее обусловлено ростом цен на некоторые группы товаров. В 2020 году снижение импорта было обусловлено пандемией коронавирусной инфекции. Прирост импорта в 2021 году произошел вследствие высокого уровня инфляции, который был зафиксирован в 2021 году и низких показателей 2020 года.
На рисунке 3 представлена динамика импорта по основным странам импортерам в сравнении 2021 год с досанкционным 2013 годом.
Рис. 3. Динамика импорта в разрезе основных стран импортеров (в совокупном импорте) в сравнении с досанкционным 2013 годом, %
Источник: составлено автором на основе [13]
Можно отметить снижение импорта из стран Евросоюза. В 2013 году одними из значимых стран в совокупном импорте товаров в Россию можно было назвать Германию, Украину, Италию, Японию, также можно отметить участие таких стран как Великобритания, Польша. В 2021 году происходит изменение данной структуры, так импорт из Китая составляет в настоящее время практически одну четвертую всего объема импорта. Не поступает импорт из Украины, что обусловлено последними событиями. Также практически исчез импорт из Великобритании, сократился импорт из Италии и Германии. При сравнении с периодом до введения санкций можно отметить снижение импортозависимости по многим товарным группам (рис. 4).
Рис. 4. Структура импорта, относительно основных товарных групп*, %
*внутренний круг составляют данные 2013 года; внешний круг - данные 2021 года.
Источник: составлено автором на основе [13]
Можно отметить, что существует импортозависимость от импортных машин, оборудования и транспортных средств, именно на долю данной группы приходится более 48% импорта. Тоже можно сказать о продукции химической промышленности (каучука по большей мере) и продовольственных товаров. Хотя по последней группе можно отметить некоторое снижение зависимости.
На рисунке 5 представлена динамика удельного веса потребительских и промежуточных товаров в общем объеме импорта.
Рис. 5. Динамика импорта по группам товаров потребительские и промежуточные, %
Источник: составлено автором на основе [14]
Как уже было отмечено ранее, происходит снижение зависимости от импорта по группе потребительских товаров, в тоже время высока зависимость по группе промежуточных товаров, таких как полуфабрикаты, комплектующие для производства и др. В целом можно говорить о производственной зависимости от импорта, которая пока существует на данный момент. В тоже время высока зависимость от высокотехнологичной продукции (рис. 6).
Рис. 6. Импортозависимость России от высокотехнологической продукции, %
Источник: составлено автором на основе [14, 15]
Если проанализировать динамику импорта санкционной продукции и динамику производства санкционной продукции (рис. 7), то можно отметить положительные результаты проводимой политики импортозамещения в России.
Рис. 7. Импортозависимость России от высокотехнологической продукции, %
Источник: составлено автором на основе [16]
Также следует, что в последние годы наблюдается устойчивый рост производства и замещения импортных товаров. Более успешной в данном направлении можно назвать сельскохозяйственную сферу. В таблице 3 приведена динамика производства сельскохозяйственной продукции в России, включенной в санкционный список «недружественными» странами.
Табл. 3. Динамика производства сельскохозяйственной продукции в России, включенной в санкционный список
Наименование |
Объем производства, тыс. тонн |
Темпы прироста, % |
|||
2019 |
2020 |
2021 |
2020/2019 |
2021/2020 |
|
Растениеводство |
|||||
Зерновые и зернобобовые культуры |
121,2 |
133,4 |
121,3 |
110,07 |
90,93 |
Сахарная свекла |
54,3 |
33,9 |
41,1 |
62,43 |
121,24 |
Картофель |
22073 |
19607 |
18296 |
88,83 |
93,31 |
Овощи |
14104 |
13864 |
13478 |
98,29 |
97,22 |
Плоды и ягоды |
3500 |
3661 |
3986 |
104,61 |
108,85 |
Животноводство |
|||||
Скот и птица на убой (в живом весе), в том числе |
15164 |
15624 |
15721 |
103,04 |
100,62 |
крупный рогатый скот |
2827 |
2840 |
2884 |
100,47 |
101,54 |
свиньи |
5032 |
5473 |
5490 |
108,77 |
100,31 |
птица |
6709 |
6715 |
6748 |
100,10 |
100,49 |
Молоко |
31360 |
32226 |
32339 |
102,76 |
100,35 |
Источник: составлено автором на основе [17, 18]
Снижение некоторых показателей растениеводства больше связаны с особенностями природно-климатических условий в 2021 году. Что касается животноводства, то показатели достаточно оптимистичны. Данная отрасль представляет собой основу продовольственной безопасности страны, и то, что значительная часть продовольственных товаров попали под санкции зарубежных стран, это оказало влияние на объемы поддержки со стороны государства. Значительная поддержка осуществлялась по проектам в сфере сельского хозяйства.
В то же время можно отметить много положительных результатов реализации проектов по импортозамещению:
– изменения в самолетостроении, где использование импортных комплектующих составляло практически 100%. Можно отметить использование отечественных запчастей производства Пермского машиностроительного завода для двигателя ПД-14;
– использование отечественных разработок и товаров в медицине, в частности при производстве спецобуви;
– космическая отрасль – был прекращен импорт сверхвысокочастотных переключателей для искусственных спутников и произведена замена на отечественные комплектующие;
– произошло полное замещение импорта продукции из пластмассы;
– активное импортозамещение такой продукции как: зерновая, рыбная, мясная.
В целом можно отметить, что процесс импортозамещения осуществляется достаточно активно, практически во всех значимых отраслях. Положительную динамику подтверждают и показатели социально-экономического развития (рис. 8).
Рис. 8. Показатели социально-экономического развития России, %
Источник: составлено автором на основе [17]
В данной связи достаточно эффективно себя проявило использование форм взаимодействия государства и бизнеса. Ощутимую роль играет и всевозможная поддержка государства, что касается организационных процессов, налоговых преференций, финансовой поддержки и другого. Еще одним шагом стала легализация параллельного импорта (возможность без разрешения правообладателя ввозить на территорию России продукцию недружественных стран).
Проблемы реализации программы импортозамещения не теряют своей актуальности. Прежде всего не хватает, а порой и отсутствуют аналоги оборудования, сырья и комплектующих, о чем говорит высокая импортозависимость в данном направлении. Вопрос с качеством существующих аналогов, также остается актуальным. Усугубляют положение высокие цены на отечественные аналоги, а также нехватка финансовой поддержки, техническая отсталость цепочек производства.
Разработка политики импортозамещения, ориентированной на экспорт, в первую очередь связана с обеспечением экономической безопасности. В России эта политика определяется как широкомасштабными санкциями, так и ограничениями, преследующими двойную цель - способствовать развитию конкурентоспособных национальных отраслей экономики и смягчать воздействие глобальных ограничений. Следовательно, государство не только способствует росту рынка труда и обеспечивает последовательный социально-экономический прогресс, но и укрепляет конкурентоспособность страны на мировой арене.
Формирование экспортно-ориентированной политики импортозамещения предполагает разработку стратегии, стимулирующей отечественные отрасли производить товары и услуги как для внутреннего потребления, так и для экспорта, одновременно снижая зависимость от импортной продукции. К основным направлениям формирования такой политики могут быть отнесены:
- определение ключевых отраслей с потенциалом для экспорта и импортозамещения;
- оценка конкурентоспособности и сильных сторон этих отраслей на мировом рынке;
- разработка торговой политики, способствующей экспорту, путем предоставления таких стимулов, как налоговые льготы, субсидии и снижение бюрократических барьеров.
- выделение ресурсов на НИОКР для повышения технологического потенциала отечественной промышленности.
- инвестиции в инфраструктурные проекты, которые улучшают транспортные, логистические и коммуникационные сети, снижая себестоимость производства и повышая конкурентоспособность.
- предоставление финансовой поддержки и стимулов для отечественных отраслей экономики посредством грантов, займов под низкие проценты и других финансовых инструментов для стимулирования производства и экспорта;
- развитие квалифицированной рабочей силы;
- определение и изучение новых международных рынков для экспорта, чтобы уменьшить зависимость от нескольких стран.
- создание механизмов экспортного кредитования и страхования для снижения рисков для экспортеров и поощрения их к освоению новых рынков.
- внедрение экологически устойчивых практик в отраслях экономики для соответствия мировым стандартам и повышения привлекательности отечественной продукции на международном рынке.
Выводы. Таким образом, в результате проведенного исследования было установлено, что произошло значительное сокращение импорта относительно досанкционного периода. Проведенный в ходе исследования анализ динамики импорта в разрезе основных стран импортеров, позволил установить, что в 2021 году произошло значительное снижение импорта товаров из «недружественных» стран, в то время как импорт из Китая вырос на 47 % и составляет в настоящее время практически одну четвертую всего объема импорта. Кроме того было установлено, что проблемы реализации программы импортозамещения не теряют своей актуальности. В этой связи, были обоснованы направления формирования экспорто-ориентированной политики импортозамещения на основе исследования тенденций и перспектив импортозамещения в условиях жесткой санкционной политики как возможности обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.
Основным направлениям формирования экспорто-ориентированной политики импортозамещения, на наш взгляд, являются проведение эффективной торговой политики, инвестиции в исследования и разработки, развитие инфраструктуры, развитие квалифицированной рабочей силы, диверсификация рынка, экспортное кредитование, внедрение экологически устойчивых практик.
1. Iskhakov AT. [Genesis of business in the economic security system of Russia]. Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2020; 12(125). 847-851 p. - DOIhttps://doi.org/10.34925/EIP.2021.125.12.168.
2. Jiang Y. Economic Security: Redressing Imbalance. China Security. 2008.
3. Haikel G.La. Seguridad Economica. Ministerio de Educacion Superior. 2004; Available from: https://www. monografias. com/trabajos 15/seguridad-economica/seguridad-economica. Shtml
4. Vasilenko OA. [Issues of economic security and public administration in the context of the strategy of economic security of Russia]. Finansy i kredit. 2023; Vol.29. 3(831). 700-726 p.
5. Beloshitskiy DS, Patlasov OYu. [Typology of economic security]. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya. 2020; 2. 195-205 p.
6. Safiullin IN, Ziganshin BG, Amirova EF. [Assessment of food security in Russia]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2021; Vol.16. 2(62). 124-132 p. - DOIhttps://doi.org/10.12737/2073-0462-2021-124-132.
7. Klychova GS, Zakirova AR, Dyatlova AF. [Methodological tools for ensuring economic security in the personnel management system of enterprises]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2020; Vol.15. 3(59). 107-113 p. - DOIhttps://doi.org/10.12737/2073-0462-2020-107-113.
8. Zhavoronkov A. A brief, unofficial and incomplete review of US sanctions against Russia. [Internet]. Information and analytical publication Zakon.Ru. 2020; [cited 2023, November 12]. Available from: https://zakon.ru/blog/2020/9/15/kratkij_neoficialnyj_i_nepolnyj_obzor_sankcij_ssha_v_otnoshenii_rossii
9. Mansurova SA. [Systematization of approaches to the concept of “import substitution” and its economic essence]. Mezhdunarodnuy zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk. 2017; 8. 43-47 p.
10. Tret'yakova VV. [Import substitution as a factor in the economic security of the country]. Uchenye zapiski mezhdunarodnogo bankovskogo instituta. 2018; 4(26). 139-148 p.
11. Titova OV, Voskanyan NA. [Import substitution: concept, essence, features]. Innovatsionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya. 2021; 7(57). 105-110 p.
12. Doskalieva BB, Torzhanova DA. [Theoretical aspects of import substitution: diversity of approaches and contradictions]. Vestnik Rossiyskogo universiteta kooperatsii. 2020; 4(42). 28-33 p.
13. Results of foreign trade of the Russian Federation. [Internet]. Federal Customs Service. 2022; [cited 2022, August 09]. Available from: http://stat.customs.gov.ru/documents
14. Foreign trade in goods in the Russian Federation. [Internet]. Federal State Statistics Service. 2022; Available from: https://rosstat.gov.ru/
15. The main problems and obstacles to import substitution of IT in Russia. [Internet]. Information and analytical resource State. Business. Technologies. 2022; Available from: https://www.tadviser.ru/
16. Import substitution or relocation. Analytical review. [Internet]. National rating agency. 2021; Available from: https://www.ra-national.ru/sites/default/files/Review_Import%20substitution_NRA_Dec.%202020_0.pdf
17. Indicators characterizing import substitution in Russia. [Internet]. Federal State Statistics Service. 2022; Available from: https://rosstat.gov.ru/
18. National report “On the progress and results of the implementation in 2021 of the State program for the development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food”. [Internet]. Ministry of Agriculture of the Russian Federation. 2022; Available from: https://mcx.gov.ru/