No student left behind! This idea and a suitable for its implementation organizational system are discussed in this message. There the reasons are named why it could be interesting for various parties and, first of all, for first-year students.
no student left behind, weak students, motivation to training, supplemental education, tutoring.
Введение
Снижение качества подготовки поступающих в вузы абитуриентов в течение последних десяти лет широко обсуждается и считается общепризнанным фактом [1]. Школьные психологи говорят об устойчивом нежелании детей учиться, отсутствии мотивации к обучению, и называют три группы причин этого явления. Во-первых, это неумение учиться, связанное прежде всего с тем, что семья не приучила ребенка к дисциплине и умению самостоятельно управлять своим временем; во-вторых, — ошибки воспитательного характера, из-за которых поведение ребенка в школе определяется не мотивом достижения успеха, а мотивом избегания неудачи; в-третьих, — в обществе пропагандируются другие ценности [2].
Исследователи проблем высшей школы обращают внимание на недостаточный уровень подготовки у молодых людей, поступающих в высшие учебные заведения. По статистике, каждый третий из них учится на тройки в школе, с тройками и задолженностями сдает первую сессию. Часть поступающих изначально рассматривает обучение в вузе не как возможность получения полезных знаний и умений, а как способ получения полезного документа. Проявлению низкой мотивации к обучению способствует массовая практика работы выпускников вузов не по специальности. Некоторые студенты рассматривают эту практику как моральное оправдание неуспешной учебы [3].
Школа обвиняет родителей и общество, вузы — школу и экономику, но хорошо успевающих студентов от этого больше не становится. Попробуем понять, может ли вуз в этих условиях предложить что-то конструктивное. Для этого вначале вернемся к причинам низкой мотивации студентов к обучению, а затем посмотрим, что им можно противопоставить.
Причины возникновения «проблемных» студентов
На основе обобщения результатов, приведенных в [2, 3] и некоторых других публикациях, можно составить список основных причин возникновения «проблемных», или плохо успевающих студентов. Этот список представлен на рис. 1, и к нему добавлена еще одна причина, непосредственно зависящая от вуза, — неэффективное управление «проблемными» студентами.
Рассмотрим эту причину более подробно. Корни, на наш взгляд, лежат в широкой распространенности в вузах парадигмы обслуживания без сотрудничества: «мы вам говорим», «мы вас учим», «мы вам даем», при которой не так важно, слышат и слушают ли нас.
1. Aksenov V.N. V obrazovanii idet snizhenie kachestva po vsem napravleniyam… / Interv'yu s zamestitelem dekana fizicheskogo fakul'teta MGU Vladimirom Aksenovym na Vserossiyskom s''ezde uchiteley fiziki i biologii, 29 iyunya 2011 g. Sayt IA REX: URL: http://www.iarex.ru/interviews/16939.html (data obrashcheniya: 05.12.2011).
2. Arkhiv oprosov: Obrazovatel'nyy portal «Moy universitet». URL: http://edu-reforma.ru/index/nashi_oprosy/0-39 (data obrashcheniya: 05.12.2011).
3. Mogil'chak E.L. Vysshee obrazovanie i rynochnye otnosheniya: sotsiologicheskiy aspekt vzaimodeystviya. Izv. Ural'skogo gos. universiteta. 2009. № 1/2(64). S. 210-218. URL: http://proceedings.usu.ru/?base=mag/0064(04_$01_02-2009)&xsln=showArticle.xslt&id=a18&doc=../content.jsp (data obrashcheniya: 05.12.2011).
4. Buymov A.G., Buymov B.A. Studenty kak personal: problemy motivatsii. Upravlenie personalom. 2007. № 12 (166). S. 45-50.
5. Shamir B. Calculations, Values, and Identities: The Sources of Collectivistic Work Motivation. Human Relations. 1990. Vol. 43. No 4. P. 313-332. URL: http://hum.sagepub.com/content/43/4/313.full.pdf (data obrashcheniya: 23.12.2011).
6. Fredrickson B.L. The value of positive emotions. American Scientist. 2003. 91. P. 330-335. URL: http://www.unc.edu/peplab/publications/Fredrickson_AmSci_English_2003.pdf (data obrashcheniya: 15.12.2011).
7. Fredrickson B.L., Branigan C. Positive emotion broaden the scope of attention and thought-action repertoires. Cognition and Emotion. 2005. 19 (3). P. 313-332. URL: http://www.unc.edu/peplab/publications/Fredrickson_Branigan_2005.pdf (data obrashcheniya: 15.12.2011).
8. Seo M., Barrett L., Bartunek J. The role of affective experience in work motivation. Acad Manage Rev. 2004 July. 29(3). P. 423-439. URL: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1519413/ (data obrashcheniya: 15.12. 2011).
9. Lugin V.G. Ob individual'nykh zanyatiyakh po matematike i fizike (mnenie repetitora). Sistema saytov «Repetitor»: URL: http://www.repetitor.org/stmat7.html (data obrashcheniya: 05.12.2011).
10. Brey M. Chastnoe dopolnitel'noe obuchenie (repetitorstvo): sravnitel'nyy analiz modeley i posledstviy. Vopr. obrazovaniya. 2007. № 1. S. 65-83.
11. Roshchina Ya.M., Filippova T.N. Prepodavateli na rynke obrazovatel'nykh uslug. Inf. byull. - M.: GU-VShE, 2006.