FORMATION OF LONG-TERM PLANS FOR THE DEVELOPMENT OF RURAL AGGLOMERATIONS
Abstract and keywords
Abstract (English):
Sustainable and balanced development of rural areas is one of the most important tasks in Russia at the present stage of development. Effective development of rural areas requires structural and functional transformation, including through the development of rural agglomerations. To date, about 1800 rural agglomerations have been formed in Russia. In 2023 the regions began to form long-term plans for the development of rural agglomerations. Within the framework of the conducted research, an assessment of the formed long-term socio-economic development plan of the Bezenchuk rural agglomeration of Samara region is given. The study of socio-economic development plan passport made it possible to identify the main limitations, factors and reserves of its implementation. The main limitation of the development of the territory as part of a rural agglomeration is its dual position, since the municipal district is part of the largest Samara-Tolyatti agglomeration, which requires determining the final priority status of the territory. Also, when forming the long-term socio-economic development plan of a rural agglomeration, it is necessary to take into account the main potential and advantages of the territory’s development. As priority areas of development and agglomeration, it is proposed to form an innovative scientific and industrial agro-industrial cluster, which allows effectively developing the existing scientific and industrial potential of the territory in the field of agriculture. This is justified by the fact that the municipal district has a leading position in the region and is constantly increasing agricultural production (growth in 5 years amounted to 262%). Also, the long-term socio-economic development plan does not take into account such a development factor as tourism, since the territory has an attractive recreational potential. Currently, the state policy is aimed at the development of domestic tourist destinations, which will allow the use of state support measures for the effective implementation of investment projects in this area. Taking into account all the factors of the territory's development will make it possible to create objective opportunities for its development and attract the necessary resources to implement long-term plans for the development of rural agglomeration.

Keywords:
sustainable rural development, integrated rural development, rural agglomerations, agglomeration effect, long-term development plan, main settlement
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение. На сегодняшний день в системе социально-экономического развития страны одной из важнейших проблем является недостаток ресурсов для достижения сбалансированного и устойчивого развития сельских территорий. О чем свидетельствует отток населения из сёл, по причине недостаточного развития инфраструктуры, дефицита рабочих мест, низкого уровня оплаты труда. Представленная проблема требует формирования комплексного подхода к развитию инфраструктуры, обеспечению доступа к образованию, медицинским услугам, создания комфортной среды проживания, обеспечения стабильных доходов и решение жилищных проблем сельских жителей. Основным направлением решения перечисленных проблем является стимулирование предпринимательства и создание новых рабочих мест на сельских территориях преимущественно за счет государственной поддержки развития сельского хозяйства.

Долгосрочное развитие сельских территорий требует согласованной работы всех заинтересованных сторон: государства, бизнеса и общества и формирования стратегического подхода к данной проблеме.

В рамках концепции комплексного развития сельских территорий в 2019 году в России начался процесс формирования сельских агломераций. Вместе с тем необходимо отметить тот факт, что в системе пространственного развития сельских территорий нет четкой нормативно-правовой основы развития сельских агломераций.

В 2023 году начался процесс формирования долгосрочных планов развития сельских агломераций до 2030 года. Их разработка необходима для определения приоритетных направлений развития, оптимального использования сельскохозяйственных ресурсов, обеспечения экономической эффективности и социальной устойчивости сельских территорий.

При этом следует отметить, что немаловажным фактором в составлении плана является качественный аспект. Количественные оценки развития агломерации, должны сопровождаться факторами удовлетворенности населения. Они могут послужить обоснованием увеличения финансирования мероприятий плана за счет вышестоящих бюджетов [1].

Формирование долгосрочных планов социально-экономического развития сельских агломераций должно быть научно обоснованным. Планы должны быть систематизированы исходя из ключевых вопросов таких как: определение основной концепции развития территории, оценка условий и факторов развития агломерации, целеполагания, механизма реализации планов.

В частности, систематизация научных аспектов стратегии развития сельских территорий выявила необходимость группировки их в разрезе ключевых вопросов, к которым были отнесены: выбор парадигмы сельского развития в обозримой перспективе, определение сущности понятия «стратегии», оценка условий и факторов, целеполагание и оценка приоритетов, формирование механизма реализации стратегий. Процесс развития сельских территорий должен ориентироваться к переходу от экзогенного к эндогенному пути, за счет имеющегося потенциала [2]

Обеспечение устойчивого развития сельских территорий должно идти в разрезе с национальными целями страны, направленными в первую очередь на обеспечение благосостояния и безопасности населения [3]. Геополитическая обстановка, в которой оказалась Россия, помимо возникших трудностей, дает возможности наиболее эффективно использовать потенциал страны. Сельские территории играют важную роль в использовании этого потенциала. Сельское хозяйство является одной из основных отраслей экономики страны, обеспечивая продовольственную безопасность и экспорт сельскохозяйственной продукции. Кроме того, сельские территории могут стать площадкой для запуска новых проектов и инвестиций, в том числе в сфере экологически чистого производства и развития сельских туристических маршрутов.

Таким образом, агломерации играют ключевую роль в развитии сельских территорий, они способствуют устойчивому экономическому и социальному развитию, сохранению природных ресурсов и культурного наследия.

Среди исследований отечественных и зарубежных ученых можно выделить различные подходы к системе стратегического развития сельских территорий исходя из проблем и особенностей развития конкретной страны.

В зарубежных исследованиях достаточно много работ посвящены значению стратегического подхода к устойчивому и сбалансированному развитию сельских территорий.

Так важность стратегического партнерства населения, бизнеса и власти с целью повышения эффективности территориального управления в сельских территориях представлена в работе Назаровой Ф.У.[4]. Автор обосновывает важность стратегического планирования в развитии сельских территорий.

В работе Г. Дачжуань подробно излагается парадигма оптимизации отношений между городом и сельской местностью исходя из внутренней взаимосвязи и практических примеров пространственного управления сельскими районами Китая с национальным планированием, стратегиями возрождения сельских районов, преобразованием и контролем за землепользованием в сельской местности [5].

Cтратегия оживления сельских районов Китая за счёт развития специализированных деревень и усиления промышленной агломерации в сельском производстве рассматривается в исследованиях китайских ученых Чжан, Чжэнь. Чтобы способствовать плавной реализации стратегии оживления сельских районов, выдвигаются различные предложения и инициативы, способствующие трансформации и развитию сельского производства [6].

Авторы П. Кумар, Б.Гоял, С. Гоял и др. отмечают, что для улучшения положения в сельской местности необходимо активное участие населения в разработке программ развития. Развитие сельских районов должно быть ориентировано на конкретные сроки, на широкое участие, на децентрализацию, на коллектив, на улучшение, на равенство, на институциональную составляющую [7].

В отечественных исследованиях также рассматривается необходимость стратегического подхода к повышению качества жизни независимо от места их проживания, посредством обеспечения сбалансированного и устойчивого развития сельских территорий.

Акимова О.Е., Волков С.К., Кузлаева И.М. выделяют в качестве основной проблемы сельских территорий отток молодого населения в города, ввиду отсутствия высокооплачиваемых рабочих мест, недостаточного уровня социальной и инженерной инфраструктуры [8].

Хаутиев З. С., Гордеев А. С., Гетоков О. О., Хашагульгова М. А. считают, эффективным инструментом выявления всех факторов развития сельских территорий является комплексный мониторинг их текущего состояния и выявления резервов развития. При оценке необходимо использовать как количественные, так и качественные оценки развития сельских территорий, представляющих собой систему индикаторов, не основанных на статистических показателях. Разработанную систему мониторинга авторы предлагают использовать в долгосрочных планах развития сельских территорий [9].

Также в отечественных исследованиях обосновывается устойчивое, сбалансированное развитие сельских территорий на основе развития сельских агломераций и выделения основных факторов агломерационных эффектов. Павлов Ю.В. отмечает, что агломерационные эффекты как в городских, так и сельских территориях региона определяются исходя из значимости территории для региона, степени и факторов их проявления в развитии территории. Ввиду ограниченности ресурсов на определенной территории их концентрация позволяет получить агломерационный эффект для развития социально-экономических показателей [10].

Харитонов А. В., Косинский П. Д.. выявляют агломерационные эффекты посредством регрессионной модели, на основе которой показывают преимущества интеграции ресурсов и создания сельских агломераций [11].

Обоснование агломерационных эффектов функционирования экономического механизма развития сельской агломерации, предполагающего прирост валовой добавленной стоимости за счет интеграции ресурсов, выбора оптимального управленческого решения и рационального подхода к расходу ресурсов представлено в работе Харитонова А. В., Бондарева Н. С., Бондаревой Г. С. Авторы отмечают, что это будет способствовать реализации стратегии устойчивого развития сельских территорий [12].

Обобщая результаты представленных исследований, можно отметить, что эффективное развитие сельский территорий требует структурно-функциональной трансформации. Формирование и развитие сельских агломераций в России в настоящее время является одним из механизмов такой трансформации. Планирование развития сельских территорий через агломерационные эффекты позволяет снизить дисбаланс в экономике между городами и селами за счет выделения потенциальных возможностей развития сельских территорий и определения эффективных направлений их использования. В частности, за счет сокращения миграционного оттока, обеспечения населению доступа к качественным социальным и коммунальным услугам, а также создания условий для развития сельского предпринимательства и создания высокооплачиваемых рабочих мест.

Таким образом, цель данной работы состоит в исследовании и оценке сформированного долгосрочного плана развития сельских агломераций в России, определении основных факторов, влияющих на эффективность реализации планов. В соответствии с представленной целью необходимо выявление предпосылок формирования стратегического подхода к развитию сельских агломераций. В работе представлена оценка конкретного примера формирования долгосрочного плана социально-экономического развития сельской агломерации в регионе РФ.

Условия, материалы и методы исследований. Представленное в работе научное исследование проводилось в рамках выполнения работ по корректировке стратегии социально-экономического развития и изучения практики формирования долгосрочного плана развития сельской агломерации муниципального района Безенчукский Самарской области.

Материалами исследования послужили нормативно-правовые документы развития сельских территорий РФ, материалы федерального и регионального органов государственной статистики, официальные аналитические материалы Министерства сельского хозяйства РФ и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, официальные данные Администрации муниципального района Безенчукский Самарской области.

В процессе работы были использованы абстрактно-логические, экономико-статистические методы научного познания процессов формирования долгосрочных планов развития сельских агломераций.

Анализ и обсуждение результатов. Формирование долгосрочных планов развития сельских агломераций в России – это сложный и многогранный процесс, требующий комплексного подхода и учета различных факторов.

Под долгосрочным планом социально-экономического развития сельской агломерации (ДПР) понимается аналитический документ, содержащий комплекс мероприятий в отношении объектов инфраструктуры регионального и местного уровня, подлежащих реализации в составе государственных программ соответствующего субъекта РФ, в целях реализации комплексного подхода к социально-экономическому развитию сельской агломерации.

Одним из ключевых элементов ДПР является анализ текущего состояния сельских территорий, их потенциала и проблем. На основе анализа необходимо определить основные направления развития, исходя из специфики каждого региона. Это может включать в себя развитие сельского хозяйства, создание современной инфраструктуры, поддержку малого и среднего бизнеса, развитие туризма и другие мероприятия.

Зарубежный и российский опыт формирования и развития агломераций показывает возможность эффективного взаимодействия нескольких сельских поселений. Недостаточное ресурсное обеспечение развития сельских территорий не позволяет в полной мере реализовать имеющиеся возможности села. В связи с этим можно отметить, что одной из задач долгосрочных планов развития сельских агломераций является синхронизация мер поддержки государства в рамках государственных программ. Поэтому, в рамках подготовки долгосрочных планов развития, необходима объективная оценка ресурсного потенциала формируемой сельской агломерации. Что важно для определения возможностей развития за счет внутренних ресурсов и объемов привлечения внешних ресурсов [13].

Формирование эффективной структуры сельской агломерации требует учета типа территорий: с взаимозависимым типом роста, территории пассионарного типа развития, территории субпассионарного типа [14].

Поскольку основной целью формирования долгосрочных планов развития сельских агломераций является концентрация и привлечение экономических ресурсов необходимых для создания и обновления инфраструктуры территории, то здесь важен аспект эффективности субсидирования этих процессов государством. Субсидирование сельского хозяйства позволяет повысить ресурсный потенциал сельских территорий для эффективного развития, в первую очередь сохранения человеческого капитала [15].

В рамках реализации до 2030 года инициативы социально-экономического развития Российской Федерации «Города больших возможностей и возрождение малых форм расселения» (перечень инициатив утвержден распоряжением Правительства РФ от 06.10.2021 № 2816-р) поставлена задача разработки проектов долгосрочных планов социально-экономического развития сельских агломераций, содержащих комплекс мероприятий в отношении объектов инфраструктуры регионального и местного уровня, предусмотренных государственными и муниципальными программами, в целях реализации комплексного подхода к социально-экономическому развитию сельской агломерации, в том числе к ускоренному инфраструктурному развитию опорного населенного пункта.

Разработка ДПР основывается на четырех составляющих – результатах оценки инфраструктурного развития, демографической и экономической ситуации, и на основе этого определение требуемого уровня инфраструктурного развития.

Разработка проекта долгосрочного плана развития состоит из пяти этапов:

  1. Оценка текущего инфраструктурного уровня;
  2. Разработка демографического и экономического прогноза;
  3. Оценка требуемого уровня инфраструктурного развития;
  4. Формирование комплекса мероприятий, направленных на создание требуемого уровня инфраструктуры;
  5. Утверждение Долгосрочного плана развития сельской агломерации.

В Самарской области долгосрочные планы разработаны в 2023 году в отношении 27 населенных пунктов, которые определены как опорные. Основные факторы развития, отмеченные в ДПР сельских агломераций региона, включают в себя: реализацию ключевых инвестиционных проектов, с целью создания новых рабочих мест, модернизацию и обновление социальной инфраструктуры, развитие МСП, эффективное использование туристического потенциала территорий.

Анализ процесса формирования долгосрочного плана развития сельской агломерации на примере муниципального района Безенчукский Самарской области показал, что внешний аспект агломерационного развития данной территории отличается двойственным положением муниципального района Безенчукский в системе территориально-пространственного развития Самарской области относительно Самарско-Тольяттинской агломерации (СТА).

С одной стороны, согласно Положению о Координационном совете по развитию Самарско-Тольяттинской агломерации муниципальный район, наряду с 17 другими муниципальными образованиями Самарской области, входит в состав СТА. С другой стороны, муниципальный район Безенчукский входит в состав Юго-западного субрегиона среди семи субрегионов выделенных в Стратегии социально-экономического развития Самарской области (муниципальные районы Безенчукский, Приволжский и Хворостянский) – с центром в поселке городского типа Безенчук, обладающим развитой агропромпереработкой.

Юго-западный субрегион имеет развитые связи с городским округом Новокуйбышевск (крупный центр нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности) и городским округом Чапаевск (старейший центр химической промышленности).

Внутренний аспект агломерационного развития муниципального района характеризуется наличием на территории района сельской агломерации.

Состав сельской агломерации с опорным населенным пунктом (ОНП) в пгт. Безенчук (Безенчукская сельская агломерация) утвержден Постановлением  Правительства Самарской области от 28.02.2023 №135 «Об утверждении перечня сельских территорий Самарской области и перечня опорных населенных пунктов, прилегающих населенных пунктов и сельских агломераций Самарской области и о внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 27.11.2019 № 864 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Комплексное развитие сельских территорий Самарской области на 2020 – 2025 годы».

Территория Безенчукской сельской агломерации находится в границах Безенчукского муниципального района Самарской области, но не совпадает по площади с территорией района, является его частью. Опорный населенный пункт Безенчук одновременно является административным центром муниципального образования. Пгт. Безенчук был определен в качестве ОНП, как наиболее экономически и инфраструктурно развитый населенный пункт и ключевой транспортный железнодорожный узел региона.

Общая площадь территории Безенчукской сельской агломерации составляет 1988,80 км.2, плотность населения – 18,8 человек на 1 км.

Согласно Постановлению Правительства Самарской области от 28.02.2023 № 135 «Об утверждении перечня сельских территорий Самарской области и перечня опорных населенных пунктов, прилегающих населенных пунктов и сельских агломераций Самарской области и о внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 27.11.2019 № 864 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Комплексное развитие сельских территорий Самарской области на 2020 – 2025 годы»» в состав сельской агломерации кроме пгт. Безенчук входит 23 населенных пункта, расположенных на прилегающих к пгт. Безенчук территориях (ПНП).

Среди основных факторов системы расселения Безенчукской агломерации следует выделить:

  • преобладание населенных пунктов с числом жителей менее 500 человек – 76,5%;
  • наличие прилегающих населенных пунктов с числом жителей до 10 человек, входящих в категорию «исчезающих деревень» - 3 населенных пункта;
  • наличие ОНП пгт. Безенчук, выступающего аттрактором населения и формирующего центростремительные тенденции на территории сельской агломерации.

Демографические процессы в районе характеризуются снижением численности населения. На протяжении последних 5 лет (с начала 2018 по начало 2023 года) численность жителей района сократилась более чем на 3,2 тыс. человек или на 8,2%.

Уменьшению населения способствовала и естественная, и миграционная убыль населения, которые ежегодно фиксировались в 2018–2022 годах. В среднем каждый год численность жителей района убывала на 313 человек по естественным причинам и на 290 человек из-за отрицательного сальдо миграции. В отдельные годы (2018 и 2022 годы) миграционный отток превышал величину естественной убыли. Процесс депопуляции в муниципальном районе можно охарактеризовать как долгосрочный, сплошной и нарастающий.

Вместе с тем демографическая ситуация в районе имеет и сильные стороны. Во-первых, это максимальная доля городского населения среди муниципальных районов области (почти 2/3 жителей). Во-вторых, по плотности населения район относится к густозаселенным территориям (18,8 чел. на км.2, 5 место среди муниципальных районов).

Муниципальный район Безенчукский характеризуется развитым агропромышленным комплексом. Объёмы валового производства сельскохозяйственной продукции в районе увеличились на 261,8% с 4544,4 млн. руб. в 2018 году до 11 895,4 млн. руб. в 2023 году. Доля занятых в сельскохозяйственном производстве составляет 25,9% от общего числа занятого населения района.

Целевые индикаторы долгосрочного плана развития Безенчукской сельской агломерации распределены на период 2023–2031 гг. с ежегодной разбивкой и включают четыре группы показателей: численность населения сельской агломерации и ОНП; количество созданных новых рабочих мест в сельской агломерации; перечень инфраструктурных индикаторов, характеризующих результаты реализации ДПР.

Основными условиями формирования комплекса мероприятий ДПР Безенчукской сельской агломерации на период до 2030 года является необходимость решения проблем:

1) в сфере дошкольного образования;

2) в сфере общего образования;

3) в сфере дополнительного образования;

4) в сфере оказания скорой медицинской помощи;

5) в сфере оказания доврачебной медицинской помощи;

6) в сфере оказания амбулаторной медицинской помощи;

7) в сфере оказания стационарной медицинской помощи;

8) в сфере деятельности учреждений культуры клубного типа (УККТ);

9) в сфере библиотечного обслуживания;

10) в сфере создания условий для занятий физической культурой и спортом;

11) в сфере водоснабжения;

12) в сфере водоотведения;

13) в сфере теплоснабжения;

14) в сфере газификации;

15) в сфере телекоммуникации и мобильной связи;

16) в сфере транспортной связности и состояния дорог.

Стратегические направления развития Безенчукской сельской агломерации отвечают, в целом, стратегическим направлениям развития муниципального района Безенчукский и реализуются посредством решения следующих основных задач:

1)   привлечения специалистов в сферах общего образования, дополнительного образования, здравоохранения, работников физической культуры и спорта;

2)   строительства новых или капитального ремонта существующих зданий социокультурной сферы;

3)   строительства или капитального ремонта водопроводных сетей с целью бесперебойного обеспечение качества подаваемой воды населению и доведения качественных показателей жесткости до гигиенического норматива;

4)   реконструкции канализационных очистных сооружений;

5)   цифровизации услуг для населения ПНП с целью улучшения качества мобильной и интернет-связи;

6)   увеличения дорог с твёрдым (асфальтовым) покрытием, приведения автодорог в нормативное состояние с целью обеспечения транспортной доступности ОНП и ПНП.

Комплекс мероприятий ДПР Безенчукской сельской агломерации включает реализацию 48 мероприятий, в том числе:

- реализацию 35 мероприятий с участием софинансирования из федерального бюджета.

Источники финансового обеспечения реализации мероприятий с участием софинансирования из федерального бюджета: государственные программы Российской Федерации: «Развитие здравоохранения», «Развитие физической культуры и спорта», «Развитие культуры», «Развитие образования».

- реализацию 13 мероприятий без софинансирования из федерального бюджета.

Распределение комплекса мероприятий ДПР Безенчукской сельской агломерации по территории сельской агломерации и по отраслям представлено в таблице 1.

 

Таблица 1 – Структура мероприятий ДПР Безенчукской сельской агломерации на период 2025–2030 гг.

Структура мероприятий

Число мероприятий

Всего мероприятий

48

В территориальном разрезе

 

на территории ОНП

20

на территории ПНП

28

По отраслям и сферам

 

образование

16

культура

6

физическая культура и спорт

2

здравоохранение

11

водоснабжение и водоотведение

5

ремонт автодорог и тротуаров

8

 

Общий объём финансового обеспечения реализации ДПР составляет 3 451 648,2 тыс. рублей, в том числе распределение по годам представлено в таблице 2.

 

Таблица 2 – Общий объём финансового обеспечения реализации ДПР Безенчукской сельской агломерации на период 2025–2030 гг. по годам, тыс. рублей

Год

2025

2026

2027

2028

2029

2030

Объём финансового обеспечения, тыс. руб.

55 5548,9

1153541,6

138787,1

356940

215630,6

1031200

 

Существенные отличия в объемах финансирования в планируемом периоде связаны с количеством финансируемых мероприятий по созданию и обновлению инфраструктуры сельской агломерации.

В результате реализации комплекса мероприятий ДПР Безенчукской сельской агломерации планируется:

- увеличение (+940 чел. к началу 2031 г. по отношению к 2023 г.)  численности населения ОНП и ПНП. К началу 2031 году численность сельской агломерации по прогнозам должна составить - 27533 человек, ОНП - 21016 человек.

- создание 106 новых рабочих мест;

- строительство систем водоснабжения и водоотведения, реконструкция очистных сооружений, реконструкция водозабора «Восточный», строительство водозабора «Юго-Восточный»; капитальный ремонт зданий детских садов - 8, школ - 8, учреждений культуры - 6, ФАПов – 11; строительство стадиона «Колос», районного центра досуга; ремонт автодорог - 12,62 км.

Необходимо также отметить некоторые ограничения, которые могут повлиять на результаты конкурсного отбора ДПР Безенчукской сельской агломерации. Агломерация не соответствует некоторым критериям определения ОНП, таким как: не входит в границы городской агломерации; расстояние до крупного населенного пункта превышает 50 км; численность населения за 5 лет снизилась не более чем на 5%.

Проведя оценку сформированного ДПР Безенчукской сельской агломерации можно выделить ряд факторов и резервов развития:

- территория агломерации в составе муниципального района признана региональным лидером по развитию сельскохозяйственного производства. Район имеет устойчивую тенденцию увеличения производства сельскохозяйственной продукции и доли занятых сельскохозяйственном производстве. На территории района функционирует НИИСХ им. Н.М. Тулайкова, развивающее высокотехнологичное растениеводство и овощеводство за счет эффективного механизма передачи инноваций предприятиям района. В качестве основного резерва развития может стать создание агропромышленного кластера на территории района, где ведущая роль будет принадлежать данной научной организации. Формирование современной инфраструктуры в сельской агломерации позволит сохранить человеческий капитал и будет способствовать его расширению.

- территория муниципального района обладает рекреационным потенциалом, что может способствовать развитию туризма. ООПТ «Васильевские острова» является местом притяжения туристов со всего региона, при этом следует отметить, что не сформирована система организованного туризма на территории района, что опять же связано с недостаточным уровнем развития инфраструктуры, низкой инвестиционной привлекательностью.

- территория сформированной сельской агломерации имеет двойственных характер пространственного развития, поскольку входит в состав крупнейшей Самарской-Тольяттинской агломерации (СТА). При этом значительная удаленность района от ядер агломерации не позволяет в полной мере использовать агломерационные эффекты. Также это положение может негативно повлиять на конкурсный отбор ДПР Безенчукской сельской агломерации. В связи с чем руководством района принято решение выйти из состава СТА, поскольку приоритетом развития района является агропромышленный комплекс, что не соответствует концепции развития в составе городской агломерации.

Представленные факторы, в недостаточной мере отражены в сформированном долгосрочном плане развития Безенчукской сельской агломерации или же являются ограничениями для конкурного отбора. В связи с чем можно считать, что ДПР не учитывает ключевые резервы развития территории, которые могут стать основными драйверами развития муниципального района, поскольку соответствуют одним из приоритетов развития страны в условиях санкционных ограничений.

Таким образом, оценка сформированного долгосрочного плана развития на примере Безенчукской сельской агломерации Самарской области показала, что данный аналитический документ является одним из элементов программно-целевого планирования, позволяющего определить основной потенциал развития сельских территорий в целях привлечения дополнительных ресурсов на развитие этого потенциала. ДПР сельских агломераций призваны увеличить эффективность использования бюджетных ресурсов, поскольку их отбор происходит на конкурсной основе. Также следует отметить, что ДПР сельских агломераций направлены на формирование инфраструктуры территории, поскольку недостаточный уровень его развития является одной из основных причин оттока населения.

Выводы. Стратегический подход к развитию сельских территорий с использованием агломерационных эффектов позволяет достичь сбалансированного развития за счет интеграции ресурсов. Программа развития опорных населенных пунктов и прилегающих к ним территорий (сельских агломераций) и формирование долгосрочных планов их развития на шестилетний период направлена на привлечение необходимого объема экономических ресурсов для формирования эффективной инфраструктуры сельских агломераций, сохранения человеческого капитала и ускорения темпов устойчивого развития сельских территорий.

Конкурсная основа программы нацелена на получение положительного эффекта от реализации долгосрочных планов развития сельских агломераций. Для этого ДПР сельской агломерации должна быть максимально обоснованной. Важно показать синергетический эффект от формирования инфраструктуры и реализации значимых инвестиционных проектов.

Оценка сформированного долгосрочного плана развития Безенчукской сельской агломерации позволила представить основные принципы формирования данного документа, выделить его недостатки, параметры, не соответствующие критериям конкурсного отбора.

При составлении ДПР сельской агломерации были учтены все принципы его составления. При этом рассмотренные приоритеты развития учитывают только текущее положении территории и не имеют амбициозных планов развития с учетом имеющегося потенциала. Такое положение характерно для большинства муниципальных органов власти, поскольку нет уверенности в эффективной реализации планов и, соответственно, негативном влиянии на показатели развития муниципалитетов.

Среди ограничений следует выделить двойственное положение агломерации за счет параллельного вхождения в состав городской агломерации, близость крупных промышленных населенных пунктов, значительное снижение численности населения.

Также при формировании ДПР сельской агломерации не учтены основные потенциальные возможности развития, которые при формировании соответствующей инфраструктуры позволят выйти на ведущие позиции в регионе, сохранить и развивать человеческий капитал. Среди таких факторов развития агломерации выделены: мощная агропромышленная научно-производственная база и наличие рекреационных территорий. Кластерный подход является одним из основных механизмов эффективного использования этих факторов, с этой целью необходимо создание на территории научного агропромышленного и туристического кластеров, Кластерный подход даст синергетический эффект для сопутствующих отраслей сельской агломерации.

Таким образом, при формировании долгосрочных планов развития сельских агломераций необходимо в полной мере раскрыть потенциальные возможности территории, что позволит эффективно привлекать различные виды ресурсов для устойчивого и сбалансированного развития территории.

References

1. Saraykin VA, Nikulina YuN, Yanbykh RG. Subjective well-being of rural residents in Russia: factors and their significance. [Internet]. Ekonomicheskaya sotsiologiya. 2023; 1. [cited 2024, April 04]. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/subektivnoe-blagopoluchie-selskih-zhiteley-v-rossii-faktory-i-ih-znachimost.

2. Kostyaev AI. On the issue of the scientific basis for developing strategies for the development of rural areas. [Internet]. Agrarnaya nauka Evro-Severo-Vostoka. 2020; 4. [cited 2024, April 04]. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-nauchnyh-osnovah-razrabotki-strategiy-razvitiya-selskih-territoriy.

3. Golubeva AI, Konovalov AV, Pavlov KV. State, problems and prospects for the development of rural territories of the region. [Internet]. Izvestiya TSKhA. 2020; 2. [cited 2024, April 03]. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-problemy-i-perspektivy-razvitiya-selskih-territoriy-regiona.

4. Nazarova FU. (2020). Theoretical aspects of developing a strategic plan for socio-economic development of rural areas. American Journal of Economics and Business Management. 3. 1-16.https://doi.org/10.31150/ajebm.v3i4.197.

5. Ge Dazhuan (2024). Rural Spatial Governance in the Context of Urban-Rural Integration Development of China.

6. Zhang Zhen. (2022). Research on the development path of rural manufacturing under the rural vitalization strategy. Frontiers in Business, Economics and Management. 4. 181-184.https://doi.org/10.54097/fbem.v4i3.1291.

7. Prabha & Kumar, Brejesh & Goyal, S. & Goyal, Ramesh & Singh, Shree Ram. (2015). Indian agriculture and rural development under five-year plans: an appraisal. Agriways. 3. 41-47 p.

8. Akimova OE, Volkov SK, Kuzlaeva IM. Organizational and economic mechanism for the formation of creative centers in rural areas: the logic of transformation and limiting factors. [Internet]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6. Ekonomika. 2022; 5. [cited 2024, April 04]. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-ekonomicheskiy-mehanizm-formirovaniya-kreativnyh-tsentrov-v-selskih-territoriyah-logika-transformatsii-i.

9. Khautiev ZS, Gordeev AS, Getokov OO, Khashagulgova MA. Assessment of reserves for the development of rural territories based on complex monitoring data. [Internet]. Izvestiya TSKhA. 2020; 1. [cited 2024, April 04]. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-rezervov-razvitiya-selskih-territoriy-na-osnove-dannyh-kompleksnogo-monitoringa.

10. Pavlov YuV. [Identification and analysis of agglomeration effects in the regional economy (using the example of Samara region)]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 2023; Vol.13. 8. 2983-3004 p. – doi:https://doi.org/10.18334/epp.13.8.118827.

11. Kharitonov AV, Kosinskiy PD. Methodological foundations for the study of sustainable development of rural territories in the conditions of rural agglomeration. APK: Ekonomika, upravlenie. 2023; 12. 89-96 p.

12. Kharitonov AV, Bondarev NS, Bondareva GS. The process of formation of rural agglomeration: economic mechanism. [Internet]. Moskovskiy ekonomicheskiy zhurnal. 2021; 5. [cited 2024, April 04]. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/protsess-formirovaniya-selskoy-aglomeratsii-ekonomicheskiy-mehanizm.

13. Kasimov AA, Provalenova NV. Methodology for assessing the resource supply of rural agglomeration. [Internet]. Vestnik NGIEI. 2022; 6 (133). [cited 2024, April 04]. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-otsenki-resursoobespechennosti-selskoy-aglomeratsii.

14. Danilova IV, Saveleva IP, Rezepin AV. The influence of interterritorial connectivity on the development of the economic space of regions. [Internet]. Ekonomika regiona. 2022; 1. [cited 2024, April 04]. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-mezhterritorialnoy-svyazannosti-na-razvitie-ekonomicheskogo-prostranstva-regionov.

15. Seitov SK. Subsidizing as a measure of increasing factor productivity in Russian agriculture. [Internet]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6. Ekonomika. 2022; 6. [cited 2024, April 04]. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/subsidirovanie-kak-mera-povysheniya-proizvoditelnosti-faktorov-v-selskom-hozyaystve-rossii.

Login or Create
* Forgot password?