VAC 5.2.1 Экономическая теория
VAC 5.2.4 Финансы
VAC 5.2.5 Мировая экономика
VAC 5.2.6 Менеджмент
VAC 5.2.7 Государственное и муниципальное управление
UDK 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
GRNTI 06.00 ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
OKSO 38.00.00 Экономика и управление
BBK 65 Экономика. Экономические науки
TBK 77 Экономика. Бухгалтерский учет. Финансы
BISAC BUS BUSINESS & ECONOMICS
The article discusses the problems of food security in Russia in the context of import substitution and increasing the role of the domestic market of fish products. The study is based on a developed system of indicators that assesses the security of supply, satisfaction of biological needs and pricing. The data on government purchases of pollock in the Central Federal District for 2021-2023 were used. The main attention is paid to the analysis of the role of pollock as a key resource for providing the population with affordable protein nutrition
food security, public procurement, provision of population, fish products
Продовольственная безопасность представляет собой фундамент устойчивого социально-экономического развития, обеспечивая не только доступность продуктов питания, но и стабильность их поставок, качество и соответствие нормам потребления. В современных условиях, характеризующихся изменениями на мировом рынке, санкциями и необходимостью импортозамещения, Россия активно развивает внутренние продовольственные ресурсы. Одной из ключевых отраслей, обеспечивающих эту стабильность, является рыбохозяйственный комплекс.
Рыбохозяйственный комплекс выполняет двойную функцию: с одной стороны, он способствует насыщению внутреннего рынка качественной продукцией, а с другой — поддерживает экономическое развитие регионов, где сосредоточены основные ресурсы и производства. Важным элементом рыбной отрасли является минтай — рыба, которая играет стратегическую роль в обеспечении населения недорогим и легкоусвояемым белком. Его питательная ценность обусловлена высоким содержанием легкоусвояемого белка, витаминов и микроэлементов, необходимых для поддержания здоровья различных категорий населения. Особенно важно это для социально уязвимых групп, таких как дети, больные люди и лица, содержащиеся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Экономическая привлекательность минтая заключается в его доступности и относительной дешевизне, что делает его оптимальным продуктом для массовых закупок. В отличие от мяса или других источников белка, минтай доступен в больших объемах, имеет разнообразные формы переработки (филе, мороженая рыба, рыбные фарши) и требует минимальных затрат на транспортировку и хранение, особенно в регионах, близких к Дальневосточному бассейну — основному месту его вылова.
Государственные закупки рыбной продукции через электронные системы, такие как Единая информационная система (далее – ЕИС) [3], играют решающую роль в обеспечении продовольственной безопасности. Данная платформа была использована для исследования рынка рыбной продукции с помощью показателей таблицы 1. Исследование охватывает регионы Центрального федерального округа (Рязанская, Тульская, Тамбовская, Тверская области). Исходные данные собраны на основе государственных контрактов на поставку минтая за 2021-2023 годы.
Таблица 1
Показатели оценки продовольственной безопасности в части обеспечения по государственным и муниципальным контрактам
за 2021-2023 гг.
Показатель |
Способ расчета |
Экономическая сущность показателя |
1 |
2 |
3 |
y1.1 |
, где:
|
Оценка экономической устойчивости рынка рыбной продукции государственных закупок путем определения массовой доли государственных и муниципальных контрактов казенных и социальных учреждений региона в общем объеме реализации рыбной продукции региона |
y1.2 |
, где:
n – количество поставщиков в i-ом регионе |
Оценка уровня концентрации рынка рыбной продукции по государственным и муниципальным контрактам казенных и социальных учреждений в i-ом регионе, путем сложения квадратичной доли поставщиков в i-ом регионе. Индекс имеет оценку по следующим критериям: 0.15 < |
y1.3 |
, где:
|
Экономический показатель, характеризующий уровень торговой наценки на рыбную продукцию по государственным и муниципальным контрактам в i-ом регионе относительно базиса оптовой цены в г. Владивосток |
Источник: разработано автором на основе [1, 2, 3]
Проанализированные показатели позволили выявить несколько ключевых тенденций (таблица 2). Показатель y1.1 отражает массовую долю государственных контрактов в общем объеме поставок рыбной продукции, что подчеркивает значительный вклад государственных закупок в продовольственное обеспечение. В то же время, y1.2 (индекс концентрации рынка) остается в диапазоне 0,15–0,25, что свидетельствует об умеренной конкуренции на рынке. Показатель y1.3 иллюстрирует различия в средней цене на рыбную продукцию по регионам, указывая на необходимость унификации подходов к ценообразованию.
Таблица 2
Показатели оценки продовольственной безопасности в части обеспечения рыбной продукцией по государственным контрактам
Показатель |
Рязанская область |
Тульская область |
Тамбовская область |
Тверская область |
y1.1 |
0,42 |
0,39 |
0,45 |
0,43 |
y1.2 |
0,18 |
0,15 |
0,22 |
0,19 |
y1.3 |
120,5 |
115,7 |
122,3 |
119,8 |
Выводы, полученные в результате проведенного исследования, подтверждают высокую значимость государственных закупок рыбной продукции, в частности минтая, как эффективного инструмента обеспечения продовольственной безопасности в России. Рыбохозяйственный комплекс, являясь стратегической отраслью экономики, обеспечивает не только доступность и стабильность поставок белковых продуктов, но и способствует решению таких задач, как развитие локального производства, снижение зависимости от импортных поставок и рациональное использование бюджетных средств.
Особое внимание следует уделить роли минтая, который выступает основным видом рыбной продукции, закупаемой для нужд государственных учреждений. Это обусловлено его экономической доступностью, высокой питательной ценностью и возможностью хранения в переработанном виде, что делает его оптимальным выбором для массовых закупок в социальные и силовые учреждения. Минтай удовлетворяет потребности широкого круга потребителей, включая детей, пациентов больниц и лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Благодаря его использованию обеспечивается соблюдение норм питания и поддержание здоровья различных групп населения.
Внедрение разработанной системы показателей для анализа рынка рыбной продукции через государственные закупки позволило достичь ряда важных результатов. Система способствует повышению прозрачности рыночных процессов. Использование показателей, таких как доля государственных контрактов в общем объеме поставок рыбной продукции (y1.1) и индекс концентрации рынка (y1.2), позволяет оценивать уровень конкуренции среди поставщиков и предотвращать монополизацию. Это способствует созданию более равных условий для всех участников рынка и снижает риски неконкурентного ценообразования. Использование экономического показателя, связанного с ценообразованием (y1.3), дает возможность анализировать уровень торговых наценок на рыбную продукцию в различных регионах. Это способствует выявлению проблем в ценообразовании и оптимизации затрат при планировании закупок.
Результаты исследования подчеркивают важность государственной поддержки рыбохозяйственного комплекса как основы продовольственной безопасности. Развитие данной отрасли, особенно в регионах Дальневосточного бассейна, где сосредоточены основные ресурсы минтая, обеспечивает не только устойчивость внутреннего рынка, но и дополнительные стимулы для экономического роста этих территорий.
Государственные закупки рыбной продукции через электронные системы, такие как ЕИС, оказывают значительное влияние на укрепление продовольственной безопасности. Они способствуют эффективному распределению ресурсов, повышению качества питания в государственных учреждениях и развитию локального производства. Дальнейшее совершенствование системы закупок и поддержка рыбохозяйственного комплекса являются необходимыми условиями для устойчивого развития социально-экономической сферы и обеспечения населения доступными и качественными продуктами питания [4].
1. Ob utverzhdenii norm pitaniya lic, soderzhaschihsya v uchrezhdeniyah ugolovno-ispolnitel'noy sistemy, i norm pitaniya lic, soderzhaschihsya v uchrezhdeniyah organov vnutrennih del Rossiyskoy Federacii: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 11.04.2005 g. № 205 – Tekst: elektronnyy // Oficial'nyy sayt SPS «Konsul'tant Plyus». – Rezhim dostupa:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52811/e220654a65a9a99d74b17a0475852aa70071e1e4/?ysclid=m4zwxuwzjx5431667 (data obrascheniya: 19.12.2024).
2. Rybotorgovaya sistema Fishery.ru. – Tekst: elektronnyy // Rybotorgovaya sistema Fishery.ru: oficial'nyy sayt. – 2024. – URL: https://fishery.ru/prices/vladivostok?pid=155&filter_m=11&filter_y=2024 (data obrascheniya: 19.12.2024)
3. Edinaya informacionnaya sistema v sfere zakupok. – Tekst: elektronnyy // Edinaya informacionnaya sistema v sfere zakupok: oficial'nyy sayt. – 2024. – URL: https://zakupki.gov.ru (data obrascheniya: 19.12.2024).
4. Aktual'nye problemy obespecheniya prodovol'stvennoy bezopasnosti v usloviyah sankciy nedruzhestvennyh gosudarstv : monografiya / [A.V. Suglobov, V.A. Sedyh, A.V. Rodionov, O.V. Savina] ; pod red. A.E. Suglobova. – Moskva : Izdatel'sko‐torgovaya korporaciya «Dashkov i K°», 2024. – 248 s