The article tackles the issue of improving school-teachers’ methodological competences in the context of introducing FGOS — the Federal state educational standards — via changing approaches to the system of professional development courses.
professional development, methodological competences, FGOS, Federal state educational standards.
Роль учителя в современном мире меняется, становится шире область его ответственности. Учителю нужно:
- уметь работать в команде (индивидуальный результат сегодня недостижим);
- совместно планировать образовательную деятельность
- работать в виртуальной среде и в открытом образовательном пространстве;
- уметь отслеживать и направлять развитие индивидуальных успехов учащихся;
- организовывать и участвовать в проектах;
- давать профессиональные консультации родителям и др.
Наиболее ценными профессиональными компетенциями работников становятся:
- целеустремленность и самостоятельность;
- умение планировать и организовывать работу;
- владение различными методами работы.
Главная цель образования – повышение качества обучения, обеспечивающего переход к непрерывному образованию «на протяжении всей жизни», его осуществлению в условиях нелинейности.
Необходимость непрерывного профессионального роста учителя обозначена в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» [2] и в требованиях к кадровым условиям реализации основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования.
Готовностью к саморазвитию обладает практически каждый второй педагог российской школы.
Это те педагоги, которые владеют навыками самосовершенствования, когда через преодоление трудностей происходит нахождение индивидуального стиля деятельности. Однако есть и те, которые не обладают готовностью к саморазвитию. Они не могут изменить собственную профессиональную деятельность в силу устойчивых стереотипов традиционной парадигмы образования, сложившихся в период длительной работы в системе образования, не могут найти свой индивидуальный стиль, так как не испытывают желания познать себя через анализ образовательных ситуаций и рефлексию профессиональной деятельности.
Таким образом, требуется решение проблемы: каковы практические условия совершенствования методической компетенции учителя, реализующего федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения?
1. Krasikova E. N. Keys-metod v strukture i soderzhanii metodicheskoy kompetentsii studentov-lingvistov: Dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.02 Stavropol´, 2009. - 177 s.
2. Natsional´naya obrazovatel´naya initsiativa «Nasha novaya shkola». Utverzhdena Prezidentom Rossiyskoy Federatsii D.Medvedevym 04 fevralya 2010 g. Pr-271.
3. Rudik G.A. Dva podkhoda k razvitiyu sistemy povysheniya kvalifikatsii uchiteley. Shkol´nye tekhnologii. - 2012. - №3. - S.47-62.
4. Federal´nyy gosudarstvennyy obrazovatel´nyy standart nachal´nogo obshchego obrazovaniya. Utverzhden prikazom ot 6 oktyabrya 2009 g. № 373 «Ob utverzhdenii i vvedenii v deystvie federal´nogo gosudarstvennogo obrazovatel´nogo standarta nachal´nogo obshchego obrazovaniya» s izmeneniyami prikaz ot 26 noyabrya 2010 g. № 1241 «O vnesenii izmeneniy v federal´nyy gosudarstvennyy obrazovatel´nyy standart nachal´nogo obshchego obrazovaniya, utverzhdennyy prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii».
5. Federal´nyy gosudarstvennyy obrazovatel´nyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya. Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 17 dekabrya 2010 g. № 1897 «Ob utverzhdenii federal´nogo gosudarstvennogo obrazovatel´nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya».
6. Federal´nyy gosudarstvennyy obrazovatel´nyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya. Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 17 maya 2012 g № 413 «Ob utverzhdenii federal´nogo gosudarstvennogo obrazovatel´nogo standarta srednego (polnogo) obshchego obrazovaniya».