УЧЕНИЯ КАК ФОРМА ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Предметом исследования является практическое обучение, осуществляемое при проведении учений. Целью работы является разработка рекомендаций по организации и проведению учений в образовательных организациях, определение понятия и видов учений, применяемых в деятельности образовательных организаций МВД России, основных компонентов данной образовательной технологии. Методологией проведения работы выступили положения современной педагогики, концепции совершенствования образовательного процесса, в части развития практического обучения, применения групповых форм обучения, развития коммуникативных качеств, необходимых для будущей профессиональной деятельности. Применялся комплекс методов научного исследования: анализ и синтез выводов из ранее проведенных педагогических исследований в части практического обучения; изучение положительного опыта проведения учений; метод экспертных оценок. Опытно-экспериментальная работа проводилась в образовательном процессе Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя в 2021-2024 году, по результатам которой, осуществлено обобщение накопленного материала в части проведения учений как формы практического обучения. Результаты работы. Исследование практики проведения учений показало значимость использования данной формы практического обучения в процессе формирования профессиональных компетенций курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Область применения результатов. В результате проведения исследования обобщены организационные и практические аспекты проведения учений в образовательных организациях МВД России, выявлены особенности данной формы практического обучения. Новизна исследования определяется наличием рекомендаций по организации практического обучения, проводимого в форме учений. В статье предложен авторский взгляд на основные компоненты учений в качестве образовательной технологии практического обучения. Выводы. Сделан вывод о том, что учения как форма практического обучения, направлены на получения опыта практического взаимодействия, способствуют совместному выполнению задач профессиональной деятельности в сложных оперативно-служебных ситуациях.

Ключевые слова:
учения, практическое обучение, командные компетенции, курсанты, слушатели, образовательные организации МВД России.
Текст

Введение

Проблемы качества подготовки кадров для правоохранительных органов являются весьма актуальными. В процессе обучения курсантов и слушателей образовательных организаций правоохранительных органов системы МВД России применяется комплекс классических и инновационных образовательных технологий. Современные методики преподавания опираются на применение цифровых технологий, игровых методов, использование полигонов, привлечение практических сотрудников и сочетаются с формированием воспитательной среды. Развиваются методы обучения профессиональной деятельности в особых условиях. Значительная часть учебного времени отводится на практическое обучение. Работая на занятиях индивидуально и в составе малых групп, курсанты и слушатели постигают основы будущей профессии. Ежедневным трудом профессорско-преподавательского состава в учебных аудиториях, личным примером курсовых офицеров, обучением на практике формируется личность будущего сотрудника.

Для успешного выполнения профессиональных задач будущей оперативно-служебной деятельности требуется формирование не только индивидуальных знаний, умений, навыков у отдельного обучающегося, но и командных компетенций [5], которые определяются способностями к совместной деятельности, принятию решений, выполнение коллективных заданий, навыками коммуникации, достижения общих целей коллективов, через выполнение частных и индивидуальных задач.

В рамках настоящей статьи рассмотрим опыт организации и проведения учений, как особой формы практического обучения, сочетающей в себе различные образовательные методы и технологии.

В основе учений лежит метод моделирования профессиональной деятельности, который применяется в процессе обучения в целях формирования навыков решения оперативно-служебных задач у курсантов и слушателей, развития профессиональных качеств [3]. Моделирование позволяет имитировать ситуации и процессы будущей профессиональной деятельности, осуществлять распределение ролей и отрабатывать навыки взаимодействия.

 

Методика исследования. Автором статьи, совместно с коллегами из образовательной организации, а также при участи сотрудников практических подразделений органов внутренних дел, в 2021, 2022, 2023, 2024 годах проводились учения с курсантами и слушателями по рассматриваемой методике. Наблюдение, опытная педагогическая работа, собеседование с участниками учений показали, что применение данной образовательной технологии практического обучения способствует формированию ценного опыта объединения индивидуальных знаний обучающихся по разным специальностям и направлениям подготовки для достижения единых задач предстоящей профессиональной деятельности.

В процессе подготовки и проведения учений были задействованы преподаватели кафедр: предварительного расследования; оперативно-разыскной деятельности и специальной техники; экономической безопасности, финансов и экономического анализа; специальной тактики. Участниками учения являлись курсанты и слушатели, обучающиеся по специальностям: 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности. Уголовно-правовая (предварительное расследование в органах внутренних дел), 40.05.03 Судебная Экспертиза, 40.03.02 Обеспечение законности и правопорядка (Оперативно-розыскная деятельность). 38.05.01 Экономическая безопасность, 10.05.05 Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере. Компьютерная экспертиза.

Педагогический опыт проведения учений в ведомственной образовательной организации позволил определить особенности такой формы практического обучения, её достоинства и недостатки. В данной статье мы рассмотрим наиболее актуальные вопросы практики проведения учений в деятельности образовательной организации МВД России.

 

Результаты исследования. Изучение научной литературы и практики проведения учений в различных организациях позволило выявить виды учений.

В зависимости от сферы деятельности выделяют военные учения, учения по гражданской обороне и защите населения, пожарно-тактических учения, учения по ликвидации последствий ДТП, по пресечению массовых беспорядков, антитеррористические учения и др.

В зависимости от места проведения можно выделить учения в полевых условиях (на открытой местности), в стационарных полигонах (в зданиях), в цифровой среде (в сети Интернет).

В зависимости от цели проведения учений выделяются плановые, проверочные, показательные, опытно-исследовательские и другие.

По масштабу и количеству участников выделяют учения: международные, всероссийские, региональные, межведомственные, внутриведомственные.

Учения могут проводиться на социально и экономически значимых объектах: предприятия, вокзалы, транспорт, образовательные организации и т.п.

В отдельных организациях проводятся локальные учения с задействованием всего трудового коллектива организации, находящегося на его территории, изменение текущей служебной деятельности и выполнение задач в рамках учений. Учения возможны с привлечением сотрудников отдельных структурных подразделений организации.

Из рассмотренных выше видов учений следует, что учениям присуще свойство масштабности, что определяется сложностью их организации, количеством задействованного личного состава, сотрудников, служащих организаций и граждан, а также привлечением техники, средств связи и пр. Минимальное количество лиц, задействованных в учениях, нормативно не установлено. Масштабность учений является оценочной категорией. О масштабности учений может свидетельствовать наличие приказа организации об организации и проведении учений, широкий круг участников, освещение в средствах массовой информации, на официальных сайтах организации с сети Интернет, заслушивание результатов на оперативных совещаниях.

Анализ открытой информации показал, что в МВД России проводятся оперативно-стратегические учения, командно-штабные учения, тактико-специальные учения, в том числе с привлечением подразделений ФСБ, МЧС, ФСО, ФСИН и СК России. Фабулы учений разрабатываются по линии служебно-боевой подготовки, действиям в особых условиях, вопросам ГО и ЧС, вызванные осложнением оперативной обстановки, в том числе по пресечению массовых беспорядков, захвату заложников, пресечению отдельных видов преступлений и т.д.

В процессе оперативно-служебной деятельности органы внутренних дел пресекают организованную преступную деятельность с привлечением значительного количества сил и средств, что фактически свойственно специальным операциям. Например, в 2009 году подразделениями Главного управления внутренних дел г. Москвы осуществлена операция по пресечению противоправной деятельности на территории Черкизовского рынка, в которой было задействовано свыше 900 сотрудников. Проводятся мероприятия по ликвидации организованных групп, осуществляющих преступную миграцию, незаконную банковскую деятельность, мошеннических действий с использованием колл-центров и других преступлений, пресечение и расследование которых требует привлечения значительного количества сил и средств органов внутренних дел, организации их совместной деятельности.

Именно в целях отработки навыков совместной деятельности подразделений и служб органов внутренних дел по пресечению организованной преступной деятельности целесообразно проведение учений в образовательных организациях МВД России.

Учения в деятельности образовательных организаций МВД России следует рассматривать как одну из форм практического обучения. В соответствии с п. 6 Положения о практической подготовки обучающихся (Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 885/390 «О практической подготовке обучающихся») практическая подготовка при реализации учебных дисциплин осуществляется путем проведения практических занятий, практикумов, лабораторных работ и иных аналогичных видов учебной деятельности, предусматривающих участие обучающихся в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Задачей обучения является привитие обучающимся практических умений и навыков, приближение их к правоприменительной практике [1]. Совершенно справедливо отмечено, что учения – высшая форма практического обучения, в рамках которой моделируются различные виды профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел в сложных ситуациях оперативной обстановки [6].

Процесс обучения сочетается с практической деятельностью и ориентирован на конечный продукт профессиональной подготовки – формирование и развитие компетенций, тем самым обеспечивая условия трансформации учебной деятельности обучающегося в профессиональную деятельность специалиста [2].

Учения целесообразно разрабатывать с учетом приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел. Так, с учетом изменяющейся оперативной обстановки и задач, стоящих перед Министерством внутренних дел в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя реализован ряд учений по противодействию организованной преступной деятельности в сфере экономики, информационно-телекоммуникационных технологий, незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

В настоящий период одним из приоритетных направлений деятельности МВД России является противодействие преступлениям, совершенным с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. В этой связи в университете разработана и реализуется стратегия совершенствования образовательного процесса, направленная на формирование соответствующих компетенций у курсантов и слушателей по направлению противодействия преступлениям, совершаемым в сфере информационных технологий.

Учебно-воспитательный процесс, учитывая потребности практики, направлен на подготовку квалифицированного специалиста, обладающего навыками раскрытия и расследования преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

В университете функционируют полигоны, одной из задач работы, на которых, является выработка у курсантов и слушателей умений и навыков по изъятию информации, содержащейся на электронных носителях информации [3]. К примеру, на криминалистическом полигоне «Фрагмент города» создано рабочее место «Колл-центр», обеспечены натурные объекты, цифровые следы преступной деятельности. Будущие следователи, дознаватели, оперативные сотрудники, эксперты в рамках проводимых учений закрепляют навыки выявления, раскрытия и расследования преступлений совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Целевая направленность учений состоит в решении комплекса как учебных, так и воспитательных задач: закрепление полученных знаний, умение комплексно применять их в практической ситуации, мыслить творчески и нестандартно, формирование лидерских качеств, навыков общения при работе в коллективе. Учения направлены на получение ценного опыта взаимодействия, развитие коммуникативных качеств, проявления находчивости и смекалки в сложных оперативно-служебных ситуациях. В процессе учений обучающиеся получают возможность в ходе осуществления совместной деятельности применить в комплексе полученные знания, умения и навыки.

Частными задачами учений по пресечению преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий являлись формирование навыков изъятия и осмотра компьютерной техники, сотовых телефонов, иных электронных носителей информации у подозреваемых в ходе производства комплекса следственных действий, среди которых следует отметить: обыск, выемку, осмотра места происшествия и другие. В ходе учений у курсантов и слушателей формируются навыки обнаружения, фиксации и описания цифровых следов, в том числе используемые преступниками никнеймы, аккаунты, пароли, файлы электронной переписки, ip – адреса, log-файлы, интернет-сайты, расчеты в криптовалютах и другие следы.

Преподаватели выполняют организующую роль в процессе подготовки учений, осуществляют формирование учебных заданий, натурных объектов, необходимое инструктирование участников, проведение с ними репетиций и дополнительных консультаций по проблемам раскрытия и расследования преступлений. Практическая направленность обучения не может быть реализована без непосредственного общения курсантов и слушателей с практическими работниками [7]. В качестве приглашенных участников учений привлекаются практические сотрудники следственных, оперативных, экспертных подразделений, системы органов внутренних дел, обладающие опытом раскрытия и расследования преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Структурно учения включают в себя отработку элементов оперативно-служебной деятельности, в том числе, выработку совместных решений в ходе служебных совещаний, проведение инструктажей, планирование, организацию взаимодействия, проведение одновременных силовых задержаний условных лидеров и участников организованных групп, осуществляющих преступную деятельность, проведение обысков, осмотров, исследований, обнаружение и фиксирование доказательственной информации, в том числе информационно-телекоммуникационной среде.

Практика проведения учений позволила определить основные компоненты учений, как образовательной технологии практического обучения:

Целевой компонент учений:

- определение целей проведения учений по развитию компетенций в определенной сфере профессиональной деятельности.

Организационный компонент учений:

- формирование инициативной команды педагогов для организации и проведения учений, определение руководителя учений;

- разработка фабулы учения;

- определение состава участников учений из числа курсантов и слушателей старших курсов, обучающихся по разным специальностям (направлениям подготовки);

- определение наставников команд (инструкторов) из числа наиболее опытных преподавателей;

- определение состава группы, имитирующей организованную преступную деятельность;

- разработка детального плана подготовки учений, сценария проведения учений;

- правовое оформление решения о проведении учений (приказа образовательной организации);

- приглашение практических сотрудников правоохранительных органов (оперативных сотрудников, следователей, экспертов и др.) в качестве наблюдателей (экспертов) (направляется письмо от организации);

- расчет количества транспортных средств, необходимого оружия, спецсредств, криминалистической техники, компьютерных программ и других средств;

- организация мест отдыха и питания для участников учений.

Методический компонент учений:

- подготовка рабочих мест, натурных объектов, следов, специальных средств, средств связи, средств усиления голоса, бланков документов;

- моделирование преступной деятельности и формирование следовой картины;

- проведение консультаций и дополнительных занятий с участниками учений по отдельным теоретическим вопросам и практическим заданиям предстоящих учений;

- проведение тренировок с целью отработки отдельных практических элементов учений;

- непосредственная имитация (отработка) совместной практической деятельности в ходе учений, выполнения заданий по плану учений;

- проведение учений осуществляется из последовательно развивающихся этапов;

- использование «кейсов-ловушек», запланированных ошибок, появление новой сюжетной линии (заранее готовятся организаторами, но неизвестны участникам).

Контрольно-оценочный компонент:

- разработка оценочных листов;

- самоанализ достигнутых результатов деятельности участниками учений;

- разбор наблюдателями (экспертами) допущенных участниками учений ошибок;

- обмен положительным опытом между участниками учений.

 

Обсуждение результатов. Таким образом, на основании проведенного исследования мы выявили следующие проблемы и рекомендации по организации учений в образовательном процессе.

Проведение учений как формы практического обучения целесообразно на старших курсах обучения в образовательной организации, в конце второго полугодия. Без накопленных знаний, сформированных умений и навыков по отдельным дисциплинам невозможно реализовать замысел и достичь целей учений.

Как показала практика проведения учений, курсанты четвертого курса обучения проявляют высокий интерес к данной форме обучения, однако не в полной мере обладают необходимыми знаниями, умениями и навыками. Слушатели выпускного (пятого) курса, освоившие основные учебные дисциплины и прошедшие преддипломную практику, обладают сформированным уровнем знаний умений и навыков, но не в полной мере проявляют интерес к участию в учениях, так как перед ними стоят вопросы подготовки и защиты дипломных работ, личные вопросы, связанные с распределением в комплектующие органы, решение предстоящих семейно-бытовых проблем. В этой связи успешной оказалась практика формирования смешанных групп из числа курсантов четвертого курса и слушателей пятого курса с привлечением практических сотрудников следственных, оперативных, экспертных подразделений.

Рекомендуемым временем проведения учений является весенне-летний период, что обусловлено завершением обучения по профилирующим дисциплинам, а также наличием благоприятных погодных условий, позволяющих отрабатывать совместные действия на стационарных крытых и уличных полигонах в различных практических условиях.

Выявлено оптимальное соотношение состава участников учений – количество преподавателей (приглашенных практиков) и обучающихся рекомендуется придерживаться в соотношении 1 к 10.

Обязательным этапом учений является самоанализ и разбор допущенных ошибок, выработка рекомендаций. Итоги проведения учений докладываются на служебных совещаниях с руководством образовательной организации.

Выводы. По своему содержанию учения являются сложным в организационном плане учебным мероприятием, сочетающим в себе различные формы совместной практической деятельности. Учения позволяют комплексно применить знания, умения и навыки, полученные по различным учебным дисциплинам, и сформировать навыки совместной работы в условиях, имитирующих предстоящую профессиональную деятельность.

Можно утверждать, что использование учений помогает разнообразить методы практического обучения курсантов и слушателей, способствует активизации учебно-воспитательного процесса и достижению его основной цели – подготовке высококвалифицированного специалиста.

Список литературы

1. Есина А.С., Горач Н.Н. Опыт формирования у обучающихся практических умений и навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности (на примере кафедры предварительного расследования МОСУ МВД России имения В.Я. Кикотя) / А.С. Есина, Н.Н. Горач // Прикладная психология и педагогика. – 2024. – Т. 9, № 4. – С. 139-148.

2. Зауторова Э.В. Пути повышения уровня профессионального обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы // Вестник Томского института повышения квалификации работников ФСИН России. 2024. № 4. С. 121-128.

3. Калиниченко И.А. О приоритетных направлениях подготовки кадров для органов внутренних дел Российской Федерации в условиях информатизации общества / И.А. Калиниченко // Вестник Московского университета МВД России. – 2020. – № 3. – С. 11-14.

4. Калиниченко И.А. Особенности практико-ориентированного подхода в образовательной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя / И.А. Калиниченко // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. – 2017. – № 2. – С.13-15.

5. Кудаков О.Р., Данилов В.А., Матушанский Г.У. Структура командной компетенции // Казанский педагогический журнал. 2021. №2. С. 81-86.

6. Панасик Н.В. Комплексные тактико-специальные учения как составная часть практической подготовки курсантов в образовательных учреждениях МВД Российской Федерации / Н.В. Панасик // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств : Материалы XVII Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и празднованию 20-летия образования кафедры физической подготовки, Иркутск, 10-11 июня 2015 года. – Иркутск: Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2015. – С. 283-285.

7. Хисамутдинов Ф.Р. Практическая направленность подготовки курсантов юридических вузов системы МВД России / Ф.Р. Хисамутдинов, Д.Р. Марданов // Опыт, проблемы и перспективы реализации основных образовательных программ: материалы международной учебно-методической конференции, Омск, 25 февраля 2016 года. – Омск: Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2016. С. 28-30.

Рецензии
1. УЧЕНИЯ КАК ФОРМА ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Авторы: Башлуева Мария Андреевна


Войти или Создать
* Забыли пароль?