Россия
В статье рассматривается речевая активность как важный аспект коммуникации, в котором отражаются индивидуальные способности, психофизиологические и психодинамические свойства личности, а также влияющие на общение ситуационный контекст, социокультурные и психологические факторы. На основе литературного анализа представлены различные подходы к раскрытию данного понятия; проявления речевой активности в различных функциях речи. Также обсуждаются ее роль в речевом и познавательном развитии; основные показатели, позволяющие изучить содержательное проявление речевой активности и условия ее развития у детей. Впервые представлены результаты проведенного исследования 65 первоклассников с общим недоразвитием речи (ОНР), которые позволили на основе качественно-количественной оценки выявить у них специфику и установить недостаточный уровень речевой активности. Автор проводит анализ возможных причин речевой инактивности, акцентирует внимание на то, как возможно влияют цифровые технологии и социальные медиа на способы общения детей, подчеркивая необходимость дальнейшего изучения речевой активности в контексте современных вызовов.
речевая активность, общение, общее недоразвитие речи, коммуникация, младшие школьники
1. Алексеева М.М. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст]/ М.М. Алексеева, В.И. Яшина; под общ. ред. В.И. Яшиной. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2013. –448 с.
2. Журавлева Ж. И. Проявление словесного творчества у старших дошкольников в норме и патологии [Текст] / Ж. И. Журавлева // Казанский педагогический журнал. – 2017. – № 1(120). – С. 144-148. EDN: https://elibrary.ru/YIRKWN
3. Журавлева Ж. И. Специфика социально-личностного компонента словесного творчества у старших дошкольников c задержкой психического развития [Текст] / Ж. И. Журавлева // Казанский педагогический журнал. – 2016. – № 2-1(115). – С. 126-130. EDN: https://elibrary.ru/VRNRQF
4. Журавлева Ж.И. Особенности проявления словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста c нарушениями речи и задержкой психического развития [Текст] / Ж.И. Журавлева// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2010. – № 125. – С.31-40. EDN: https://elibrary.ru/NCBDOV
5. Журавлева, Ж.И. Формирование словесного творчества у старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи [Текст]: дис. канд. психол. наук: 19.00.10 наук / Ж.И. Журавлева; Нижегородский государственный педагогический университет. – Москва, 2011. – 187 с. EDN: https://elibrary.ru/QFFQED
6. Зотова И.В. Сущность и характеристика речевой активности детей младшего дошкольного возраста. [Текст] / И.В. Зотова, И.Г. Громова// European science. –2018. – №14(36). – С. 60-63.
7. Ковалева М.Н. Психологические условия развития речевой активности младших школьников [Текст]: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / М. Н. Ковалева. Психол. ин-т Рос. акад. образования. – М., 2005. – 171 с. EDN: https://elibrary.ru/NIKRVP
8. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с. EDN: https://elibrary.ru/QVJJTP
9. Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. [Текст] / М.Р. Львов. – М.: Академия, 2000. – 248 с.
10. Орлянская Р.Р. Педагогические условия развития речевой активности детей раннего возраста в домах ребенка [Текст]: дис. кан.-та пед. наук: 13.00.01 / Р.Р. Орлянская. Моск. гор. пед. ун-т. – Москва, 2010. –194 с. EDN: https://elibrary.ru/QFCQRN
11. Павлова А.А. Методика выявления особенностей речевого развития детей [Текст] / А.А. Павлова, Л.А. Шустова // Вопр. психологии. – 1987. – № 6. – С.123-129.



