В статье подчеркивается важность современных преобразований профессиональной подготовки в высших учебных заведениях будущих специалистов помогающих профессий и потребность в кадрах нового поколения. На основе анализа исследований различных отраслей научных знаний и с учетом тенденций развития современного общества представлена актуальность подготовки конкурентоспособных специалистов на современном рынке труда. Авторы статьи раскрывают такие понятия как «компетенция», «компетентность», «компетентностный подход», предлагают описание основных профессиональных компетенций будущих специалистов помогающих профессий. Вместе с этим в статье рассматривается роль кадров помогающих профессий при работе с детьми с ограниченными возможностями и/или инвалидностью в социокультурном пространстве.
компетенции, компетентностный подход, люди с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, педагог-дефектолог, помогающие профессии
1. ФГОС 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование. Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 N 123 (ред. от 08.02.2021), https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-03-specialnoe-defektologicheskoe-obrazovanie-123/.
2. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – Москва: Издательство Икар, 2009. – 448 с. EDN: https://elibrary.ru/XQRFTT
3. Андриенко А. С. Компетентностный подход: исторические этапы становления и особенности развития современного периода / А. С. Андриенко // Мир науки. Педагогика и психология. – 2023. – Т. 11, № 6. EDN: https://elibrary.ru/CPFZSH
4. Кремнева Т.Л. Формирование профессиональных компетенций для успешного трудоустройства молодежи в современном мире / Социально-гуманитарные исследования: сборник научно-методических трудов. – М.: Изд-во «Перо», 2017. – С.49-59. EDN: https://elibrary.ru/XWCRYB
5. Приходько О. Г. Реализация практико-ориентированного подхода в подготовке кадров для системы специального и инклюзивного образования / О. Г. Приходько, А. С. Павлова, А. В. Миронова // Специальное образование. – 2022. – № 3(67). – С. 173-186. EDN: https://elibrary.ru/GGFMSP
6. Рыкова Е. А. Непрерывная социализация и интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в социокультурном пространстве / Е. А. Рыкова // Актуализация ресурсного потенциала семьи и ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном и социокультурном пространстве: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Новгород, 12 ноября 2024 года. – Нижний Новгород: ИП Гладкова О.В., 2024. – С. 161-166. EDN: https://elibrary.ru/ENHMVU
7. Рыкова Е. А. Совершенствование профессиональных компетенций студентов-дефектологов при проведении мастер-класса «Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста в условиях образовательной организации» / Е. А. Рыкова, А. В. Миронова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. – 2024. – № 6. – С. 81-85. DOI: https://doi.org/10.37882/2223-2982.2024.06.27; EDN: https://elibrary.ru/GBQAPH
8. Серякова С. Б. Современные требования к компетентности преподавателя вуза / С. Б. Серякова // Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2014. – Т. 10, № 5-2. – С. 170-174. EDN: https://elibrary.ru/UHGVZF
9. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / А. В. Хуторской // Эйдос. – 2002. – № 2. – С. 58-64. EDN: https://elibrary.ru/SGULHH
10. Яковлева И. М., Галкина В. А., Скира Е. В. О диспропорциях набора студентов на дефектологические специальности // Системная психология и социология. 2024. № 4 (52). С. 111–118. DOI: https://doi.org/10.24412/2223-6872-2024-452-111-118; EDN: https://elibrary.ru/CRIZSU



