УДК 81 Лингвистика. Языкознание. Языки
Статья посвящена вопросам формирования профессиональной иноязычной компетенции будущих руководителей хореографических коллективов с использованием технологии проектного обучения. В условиях глобализации и активного международного сотрудничества в сфере культуры владение иностранными языками становится неотъемлемой частью профессиональной деятельности специалистов данной области. Исследование, проведенное на факультете искусств и художественного образования ВГПУ, показало высокую эффективность проектного обучения для развития профессиональной иноязычной компетенции студентов. В процессе исследования были проанализированы ключевые компоненты профессиональной иноязычной компетенции (лингвистический, социокультурный, профессиональный и коммуникативный) и определены особенности применения проектного обучения для подготовки руководителей хореографических коллективов. Студенты принимали участие в реализации практических проектов, таких как организация международных мероприятий, создание англоязычных портфолио и исследование традиционных танцев разных культур. В результате средний уровень владения английским языком участников повысился, а также значительно улучшились профессиональные навыки организации мероприятий, деловой переписки и публичных выступлений. Статья может быть полезна преподавателям, разрабатывающим программы обучения иностранным языкам для студентов художественных специальностей.
проектное обучение, профессиональная иноязычная компетенция, руководители хореографических коллективов, международное сотрудничество, педагогическая технология
1. Бердичевский А.Л. Современное межкультурное иноязычное образование [Текст] / А.Л. Бердичевский // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. — 2024. — № 6. — С. 58–62. DOI: https://doi.org/10.12737/2587-9103-2024-13-6-58-62; EDN: https://elibrary.ru/PJOHPN
2. Биболетова М.З. Иностранный язык. Реализация ФГОС основного общего образования [Текст]: методическое пособие для учителя / М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева; под ред. И.Н. Добротиной. — М.: Институт стратегии развития образования РАО, 2022. — 103 с.
3. Гузеев В.В. Современные технологии профессионального образования: интегрированное проектное обучение [Текст] / В.В. Гузеев, М.Б. Романовская. — М.: Изд-во НИИ развития проф. образования, 2006. — 50 с. EDN: https://elibrary.ru/QVPLYH
4. Дубровина Н.А. Использование метода проектов в обучении иностранному языку [Текст] / Н.А. Дубровина // Х Международная научно-методическая конференция «Новые образовательные технологии в вузе». — Екатеринбург: Изд-во СибГУТИ, 2013.
5. Кислинская Г.Е. Формирование готовности будущих бакалавров-теологов к иноязычной коммуникации в профессиональной деятельности [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Г.Е. Кислинская. — Воронеж, 2017. — 227 с. EDN: https://elibrary.ru/NFMPPL
6. Кудинова О.С. Проектная деятельность в вузе как основа инноваций [Текст] / О.С. Кудинова, Л.Г. Скульмовская // Современные проблемы науки и образования. — 2018. № 4. — URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27928 (дата обращения: 02.04.2025). EDN: https://elibrary.ru/YMGZGP
7. Ледерер В.Н. Филиал ГПОУ «Саратовский областной колледж искусств» в г. Марксе, Российская Федерация [Текст]: Курс лекций по дисциплине «Методика работы с любительским творческим хореографическим коллективом» / В.Н. Ледерер. — 2020. — URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://iokk38.ru/wp-content/ uploads/2020/05/46-%D0%9B%D0%B5%D0%B4%D0%B5% D1%80%D0%B5%D1%80-%D0%92.%D0%9D..pdf (дата обращения: 02.04.2025).
8. Моркушавина Ю.Ю. Развитие методов проектного обучения в рамках педагогических инноваций в современной системе высшего образования [Текст] / Ю.Ю. Моркушавина // Современный педагогический взгляд. — 2017. № 3. — С. 46–52. EDN: https://elibrary.ru/ZRPFKR
9. Мочалов Д.В. Инновационность проектной деятельности актуальный компонент обучения педагога-хореографа [Текст] / Д.В. Мочалов, Н.В. Мочалова // Модернизация российского общества и подготовка кадров для отрасли культуры и искусств: Материалы Международной научнопрактической конференции, посвященной 45-летию Казанского государственного университета культуры и искусств: в 3 частях, Казань, 17–18 ноября 2014 года / Под науч. ред. Р.Р. Юсупова, Р.М. Валеева. Часть 2. — Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та культуры и искусств, 2014. С. 240–243. EDN: https://elibrary.ru/XWHTUN
10. Петухова А.А. Метод проектов на уроках иностранного языка [Текст] / А.А. Петухова // Концепт. — 2017. — Т. 33. С. 75–80. — URL: http://e-koncept.ru/2017/771134.htm (дата обращения: 02.04.2025).
11. Поляков О.Г. Проблемы обучения английскому языку студентов-музыкантов и хореографов в профессиональном контексте [Текст] / О.Г. Поляков // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 1998. № 3. — С. 81–85. EDN: https://elibrary.ru/NUUSIF
12. Пряхина А.В. Международная проектная деятельность вуза как инструмент формирования культурной компетентности обучающихся [Текст] / А.В. Пряхина, И.Ю. Вострикова, И.Ю. Рассохина // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. — 2023. — № 5. С. 45–54. DOI: https://doi.org/10.12737/2587-9103-2023-12-5-45-54; EDN: https://elibrary.ru/GCCLPQ
13. Тараскина Я.В. Проектная методика как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов языкового вуза [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Я.В. Тараскина. — 2003. — 206 с. EDN: https://elibrary.ru/NMJYLF
14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 51.03.02 «Народная художественная культура» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 12 марта 2015 г. № 223).
15. Шишигина Я.А. Исследование содержания и структуры иноязычной коммуникативной компетенции [Текст] / Я.А. Шишигина // Язык и текст. — 2020. — Т. 7. — № 3. С. 70–78. DOI: https://doi.org/10.17759/langt.2020070307; EDN: https://elibrary.ru/VVLBQT



