Введение. В последние десятилетия цифровая революция привела к значительным изменениям в коммуникационных практиках, включая трансформацию патриотических символов и их восприятие в обществе. Актуальность исследования заключается в необходимости анализа влияния цифровых медиа, таких как мемы, на национальную идентичность и историческую память, особенно среди молодежной аудитории. Цель. Целью работы является анализ изменений в патриотическом символизме в российской цифровой культуре, акцентируя внимание на мемах, инфографике и других медиаформатах, а также их влиянии на восприятие исторической памяти и формирование национальной идентичности. Методология, методы и методики. Исследование основано на контентанализе мемов и других цифровых материалов, с применением дискурс-анализа для выявления значений символов в современных медиаформатах. Также использовался сравнительный анализ восприятия этих символов разными социальными группами, включая молодежь. Результаты. В ходе исследования установлено, что мемы и другие цифровые форматы играют важную роль в трансформации патриотических символов, позволяя молодежи осмыслять и адаптировать историю. В то же время использование мемов с патриотическими символами может приводить к рискам искажения исторической правды и манипуляции общественным мнением. Научная новизна. Работа вносит вклад в развитие теории медиа и коммуникаций, подчеркивая роль мемов как нового канала распространения патриотических символов и их влияние на формирование современной идентичности. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для создания образовательных программ и культурных проектов, направленных на эффективное использование мемов и других цифровых медиа для формирования гражданской идентичности и осознания исторической памяти.
Интернет, социальные сети, патриотизм, медиа, интернет-мемы, медиакультура, медиаграмотность
1. Артамонов Д.С. Юмор в исторической памяти: от анекдота и карикатуры к интернет-мему [Текст] / Д.С. Артамонов // Galactica Media: Journal of Media Studies. — 2021. № 3. — С. 213–237. DOI: https://doi.org/10.46539/gmd.v3i3.181; EDN: https://elibrary.ru/XJAFJZ
2. Артамонов Д.С. Визуализация исторической памяти: образ Петра I в интернет-мемах [Текст] / Д.С. Артамонов, С.В. Тихонова // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики (ΠΡΑΞΗMΑ. Journal of Visual Semiotics). — 2024. Вып. 1. — С. 9–29. — DOI:https://doi.org/10.23951/2312-7899-2024-1-9-29 EDN: https://elibrary.ru/NCDQWC
3. Барановский Н.С. Использование видеоигр в патриотическом воспитании [Текст] / Н.С. Барановский // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. «Сер. Социология. Политология». — 2023. № 4. — С. 482–486. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2023-23-4-482-486; EDN: https://elibrary.ru/JZDODC
4. Бубнов А.Ю. Герои военной истории России: о ком напоминают, и кого вспоминают? Специфика отражения памяти о военных героях России в государственной политике и запросах интернет-пользователей [Текст] / А.Ю. Бубнов, М.А. Савельева // Наука. Общество. Оборона. — 2024. № 4. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/geroi-voennoyistorii-rossii-o-kom-napominayut-i-kogo-vspominayut-spetsifikaotrazheniya-pamyati-o-voennyh-geroyah-rossii-v (дата обращения: 27.04.2025). DOI: https://doi.org/10.24412/2311-1763-2024-4-29-29; EDN: https://elibrary.ru/EYWFXR
5. Возжеников А.В. Тема патриотизма и гражданственности в российских СМИ: ретроспектива и современность [Текст] / А.В. Возжеников, А.Н. Кузнецов // Коммуникология: электронный научный журнал. — 2022. — № 3. — С. 76–87. EDN: https://elibrary.ru/CBTLLM
6. Горбунов П.И. О значении правового закрепления статуса георгиевской ленты в качестве официального символа воинской славы России [Текст] / П.И. Горбунов, Н.А. Милешина, В.А. Лукина, Л.А. Потапова // Обзор. НЦПТИ. 2020. — № 3. — С. 33–42. EDN: https://elibrary.ru/NHQAXL
7. Дыдров А.А. Диалоги об актуальных мемах 2024 [Текст] / А.А. Дыдров, А.С. Варламова // Corpus Mundi. — 2024. № 1. — С. 87–104. DOI: https://doi.org/10.46539/cmj.v5i1.89; EDN: https://elibrary.ru/JPRIGB
8. Парма Р.В. Продвижение патриотической повестки в социальных медиа среди российской студенческой молодёжи [Текст] / // Высшее образование в России. — 2024. № 1. — С. 44–67. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-1-44-67; EDN: https://elibrary.ru/LLCBSO
9. Прибытков А.А. Символические основания гражданскогосударственной идентичности в современной России: преемственность и/или обновление? [Текст] / А.А. Прибытков, Т.Г. Чекменёва // КПЖ. — 2015. — № 6–3. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/simvolicheskie-osnovaniyagrazhdansko-gosudarstvennoy-identichnosti-v-sovremennoyrossii-preemstvennost-i-ili-obnovlenie (дата обращения: 27.04.2025) EDN: https://elibrary.ru/VCFGQJ
10. Розенберг Н.В. Государственные символы в восприятии российских и иностранных студентов: сравнительный анализ [Текст] / Н.В. Розенберг, М.К. Карпова // Наука. Общество. Государство. — 2025. — № 1. — С. 103–117. DOI: https://doi.org/10.21685/2307-9525-2024-13-1-11; EDN: https://elibrary.ru/UDHOUB
11. Седаев П.В. Русские мыслители-консерваторы XIX–XX веков о монархии как уникальной форме правления в России [Текст] / П.В. Седаев, А.В. Никитин, А.С. Кочкуров // Право и государство: теория и практика. — 2023. — № 10. С. 96–99
12. Син А.Л. Особенности влияния социальных медиа на политическую идентификацию молодежи [Текст] / А.Л. Син, И.В. Бахлов // Социально-политические науки. — 2023. № 4. — С. 80–85.
13. Тесленко А.Н. «Информационные пузыри» молодежного сознания [Текст] / А.Н. Тесленко // Северный регион: наука, образование, культура. — 2023. — С. 54–61.
14. Тищенко К.И. Сущность и содержание военно-патриотического воспитания в советской системе образования в 70–80-х годах ХХ века [Текст] / К.И. Тищенко // Вестник науки. — 2024. — № 11. — С. 802–810. EDN: https://elibrary.ru/LDNPRT
15. Shifman L. (2014). Memes in Digital Culture. MIT Press.



