ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ-ПЕДАГОГОВ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ О ВОЗМОЖНОСТЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНТЕРАКТИВНЫХ МОДЕЛЕЙ И ТЕХНОЛОГИЙ ТРЕХМЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлены результаты входного и выходного электронного анкетирования студентов направления подготовки «Педагогическое образование», прошедших образовательный курс «Создание и использование в образовательной деятельности интерактивных моделей объектов историко-культурного наследия России». Цель образовательного курса – снижение остроты проблемы несоответствия текущего уровня развития технологий трехмерного моделирования и осведомленности студентов педагогических направлений подготовки о возможностях их применения в учебной и воспитательной деятельности с учетом требований здоровьесбережения. Анкетирование включало 15 вопросов с выбором одного или нескольких вариантов ответа и было посвящено вопросам создания и применения интерактивных моделей с использованием технологий трехмерного моделирования, 3D-печати, виртуальной и дополненной реальности. Сопоставление данных входного и выходного анкетирования показало изменение мнений студентов-педагогов по вопросам выбора уровней образования и видов уроков, для которых наиболее востребовано применение интерактивных моделей в учебном и воспитательном процессе; безопасности применения различных видов моделей на уровне дошкольного, начального и среднего общего образования; продолжительности просмотра обучающимися контента в очках виртуальной реальности; потребности педагога в помощи технического специалиста при работе с различными моделями; оценки перспектив роста оснащенности школ 3D-принтерами и очками виртуальной реальности, а также перспектив их применения. Как показали результаты анкетирования, а также выполнения студентами практических заданий, образовательный курс позволил сформировать у студентов-педагогов представления о применимости интерактивных моделей объектов историко-культурного наследия и о перспективах использования 3D-принтеров и очков виртуальной реальности; знаний в области здоровьесбережения при работе с интерактивными моделями; навыков создания, а также применения в учебной и воспитательной деятельности отдельных видов моделей, не обращаясь за помощью к техническому специалисту.

Ключевые слова:
трехмерное моделирование, историко-культурное наследие, виртуальная и дополненная реальность
Список литературы

1. Витулин И.А. Здоровьесберегающие технологии в контексте использования электронных средств обучения в рамках образовательного пространства школы / И.А. Витулин, Н.А. Корнев, О.А. Козлов // Наука в жизни человека. – 2023. – № 3. – С. 20. EDN: https://elibrary.ru/PECHKW

2. Герова Н.В. Вопросы формирования компетенций у будущих учителей информатики: здоровьесберегающий аспект / Н. В. Герова, А. Л. Димова // Известия ВГПУ. – 2023. – № 7(180). – С. 86–93.

3. Герова Н.В. Подготовка будущих учителей информатики к обеспечению безопасности здоровья в цифровой образовательной среде / Н.В. Герова, А.Л. Димова // Инновационные технологии в современном образовании : Материалы V Международной научно-практической конференции. – Тирасполь: Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко, 2023. – С. 31–41. EDN: https://elibrary.ru/MEULCG

4. Герова Н.В. Современные подходы к разработке содержания дисциплин по информатике в аспекте здоровьесбережения / Н.В. Герова, А.Л. Димова // Современная наука: проблемы и перспективы развития : Сборник статей VII Международной научно-практической конференции / Под редакцией А.Э. Еремеева. Часть 2. – Омск: Омская гуманитарная академия, 2023. – С. 95–101. EDN: https://elibrary.ru/KUUHOI

5. Димова А.Л. Структура и оценка готовности будущего учителя к обеспечению безопасности здоровья в цифровой образовательной среде / А.Л. Димова // Трансформация образования как социокультурный потенциал развития общества : Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Омск: Омская гуманитарная академия, 2024. – С. 129–136. EDN: https://elibrary.ru/QZHXVX

6. Козлов О.А. Методология реализации смешанного обучения математике и информатике в общеобразовательной школе в условиях цифровой трансформации образования / О.А. Козлов // Образование в цифровую эпоху: опыт, проблемы и перспективы : Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, докторантов и заинтересованных лиц. – Нижний Новгород: ФГБОУ ВО «НГПУ им. Козьмы Минина», 2023. С. 62–67. EDN: https://elibrary.ru/GGHRWJ

7. Майоров И.С. Иммерсивность как педагогическая технология при обучении школьников в музейном пространстве / И.С. Майоров // Преподавание истории в школе. – 2023. – № 1. – С. 9–14. DOI: https://doi.org/10.51653/0132-0696_2023_1_9; EDN: https://elibrary.ru/XOQKCM

8. Мухаметзянов И.Ш. Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие подходы в обучении и цифровая гигиена в информационно-образовательном пространстве образовательной организации / И.Ш. Мухаметзянов // Педагогическое образование и наука. – 2024. – № 6. – С. 52–59. DOI: https://doi.org/10.56163/2072-2524-2024-6-52-59; EDN: https://elibrary.ru/SZSHAI

9. Мухаметзянов И.Ш. Информационная (цифровая) грамотность как условие включения учащихся в смешанное обучение / И.Ш. Мухаметзянов // Цифровая трансформация образования: отечественный и зарубежный опыт : Сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции. – М.: ЧУ «Издательство АЭО», 2024. – С. 75–82. EDN: https://elibrary.ru/NSIKZJ

10. Мухаметзянов И.Ш. Экранное время и здоровье обучающихся в условиях цифровой трансформации образования / И. Ш. Мухаметзянов // Образовательное пространство в информационную эпоху (EEIA-2024) : Сборник научных трудов международной научно-практической конференции. – М.: РАО, 2024. – С. 263–267. EDN: https://elibrary.ru/BSVKRC

11. Смешанное обучение в условиях цифровой трансформации образования (для учебных предметов «Математика», «Информатика»): методические рекомендации; под ред. Т.Ш. Шихнабиевой / И.В.Роберт, Т.Ш. Шихнабиева, О.А. Козлов, В.П. Поляков, И.Ш. Мухаметзянов, В.А. Касторнова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. – 43 с. EDN: https://elibrary.ru/PBDGXU

12. Указ Президента РФ от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50542. (дата обращения: 08.05.2025)

13. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. kremlin.ru/acts/bank/48502. (дата обращения:08.05.2025)

14. Шихнабиева Т.Ш. О направлениях использования технологий искусственного интеллекта при реализации смешанного обучения / Т. Ш. Шихнабиева // Пространство педагогических исследований. 2024. – Т. 1, № 1. – С. 88–101. DOI: https://doi.org/10.23859/3034-1760.2024.88.83.006; EDN: https://elibrary.ru/BDIVEZ

15. Bizami N.A. Innovative pedagogical principles and technological tools capabilities for immersive blended learning: a systematic literature review [Electronic resource] / N.A. Bizami, Z. Tasir, S.N. Kew // Education and information technologies, 2023. № 28(2). Р. 1373–1425. Doi: https://doi.org/10.1007/ s10639-022-11243-w DOI: https://doi.org/10.1007/s10639-022-11243-w; EDN: https://elibrary.ru/EBPQZJ

16. Bonk C.J. Handbook of Blended Learning: Global Perspectives, Local Designs / C.J. Bonk, C.R. Graham. San Francisco, CA: Pfeiffer Publishing, 2006. P. 8–10.

17. Dimova A.L. Digital technologies in ensuring the health safety of users within physical education / A.L. Dimova. 2023. P. 51–59. EDN: https://elibrary.ru/BPIDYJ

18. Friesen N. Report: Defining Blended Learning / N. Friesen. 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://blogs.ubc.ca/nfriesen/2012/09/01/ where-does-blended-end-virtual-begin/. (дата обращения 08.05.2025)

19. Han F. Identifying consistent patterns of quality learning discussions in blended learning / F. Han, R.A. Ellis // Internet and Higher Education. 2019. № 40. P. 12–19. DOI: https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2018.09.002

20. Haworth L. Promoting physical activity for health benefits via a 10-week mobileapplication-based personal training programme / L. Haworth, C. Danes-Daetz,P. Stainton, D. Birdsall, A. Chohan // International Journal of Health Promotion and Education. 2024. Р. 1–11. DOI: https://doi.org/10.1080/14635240.2024.2306373

21. Lattie E.G. Technology and College Student Mental Health: Challenges Opportunities / E.G. Lattie, S.K. Lipson, D. Eisenberg // Frontiers in psychiatry, 2019. № 10. p. 246. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyt.2019.00246

22. Messena M. Unpacking the relation between children’s use of digital technologies and children’s well-being: A scoping review / M. Messena, M. Everri // Clinical child psychology and psychiatry. 2023. № 28 (1). Р. 161–198. DOI: https://doi.org/10.1177/13591045221127886; EDN: https://elibrary.ru/BFFCDZ

23. Ponti M. Screen time and preschool children: Promoting health and development in a digital world // Paediatrics & Child Health. Volume 28. Issue 3. June 2023. Pages 184–192. DOI: https://doi.org/10.1093/pch/pxac125

24. Priftis N. Screen Time and Its Health Consequences in Children and Adolescents / N. Priftis, D. Panagiotakos // Children and Adolescents. 2023. № 10. Р. 1665. DOI: https://doi.org/10.3390/children10101665

25. Reay J. Blended Learning – A Fusion for the Future / J.Reay. // Knowledge Management Review. 2001. Vol. 4. p.6.

26. Ricci R.C. Impacts of technology on children’s health: a systematic review / R.C. Ricci, A.S.C. Paulo, A.K.P.B. Freitas, I.C. Ribeiro, L.S.A. Pires // Revista paulista de pediatria: orgao oficial da Sociedade de Pediatria de Sao Paulo. 2022. № 41. P. 167. DOI: https://doi.org/10.1590/1984-0462/2023/41/2020504

27. Turan Z. The use of immersive technologies in distance education: A systematic review / Z. Turan, S. C. Karabey // Education and information technologies. 2023. № 1. P. 24. DOI: https://doi.org/10.1007/s10639-023-11849-8

28. Twenge J.M. Associations between screen time and lower psychological well-being among children and adolescents: Evidence from a populationbased study / J.M. Twenge, W.K. Campbell // Preventive medicine reports. 2018. № 12. Р. 271–283. DOI: https://doi.org/10.1016/j.pmedr.2018.10.003; EDN: https://elibrary.ru/BQEUCX

29. Wahlstrum J. Ergonomics, musculoskeletal disorders and computer work // Occupational Medicine. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://academic. oup.com/occmed/article/55/3/168/1420810. (дата обращения: 08.05.2025) DOI: https://doi.org/10.1093/occmed/kqi083

30. Ye W. The impact of different types of screen time on school- aged children’s quality of life and participation / W. Ye, T. Brown, M. – L. Yu // British Journal of Occupational Therapy. 2023. № 86 (1). Р. 62–75. DOI: https://doi.org/10.1177/03080226221110395

Войти или Создать
* Забыли пароль?