РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОЛИМПИАД И КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена проблеме формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности. Раскрывается сущность понятия «функциональная грамотность» с позиции разных авторов. Приведены и проанализированы результаты участия педагогов в профессиональных олимпиадах и конкурсах профессионального мастерства, проводимых при поддержке региональной общественной организации «Ассоциация учителей биологии и химии Ставропольского края», организаций высшего и дополнительного образования детей. Полученные результаты необходимы для понимания уровня готовности педагога к обучению и оцениванию функциональной грамотности учеников как в рамках урока, так и во внеурочное время, улучшения качества общего образования и регулярного применения соответствующих методик преподавания в естественно-научном образовании. На основе этих данных необходима разработка стратегии поддержки учителя в системе повышения квалификации.

Ключевые слова:
функциональная грамотность, урок, внеурочная деятельность, профессиональные олимпиады, конкурсы профессионального мастерства
Список литературы

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: ИКАР, 2009. – 448 с. EDN: https://elibrary.ru/XQRFTT

2. Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. – 288 с. EDN: https://elibrary.ru/YPCEXZ

3. Единое содержание общего образования: https://edsoo.ru.

4. Концепция преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 03.12.2019 № ПК-4вн). URL: https://docs.edu.gov.ru/document/60b620e25e4db7214971c16f6b813b0d/download/2676/.

5. Пентин А.Ю., Никишова Е.А., Заграничная Н.А. и др. Методические рекомендации по формированию естественно-научной грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе / Под ред. Г.С. Ковалевой, А.Ю. Пентина. – М., 2021. – 143 с. URL: https://chrio.cap.ru/Content2021/orgs/GovId_121/estestvennonauchnaya_gramotnostj.pdf (дата обращения 10.03.2025).

6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.12.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413». URL: http://www.consultant.ru.

7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования». URL: http://www.consultant.ru.

8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования». URL: http://www.consultant.ru.

9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». URL: http://www.consultant.ru.

10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.11.2024 № 3333-р «Об утверждении комплексного плана мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования на период до 2030 года». URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202411230014.

11. Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся (на примере естественно-научной грамотности): учебное пособие / авт.-сост.: Н.Н. Сабельникова-Бегашвили, Е.В. Дамианова, С.А. Худовердова. – Ставрополь: АГРУС Ставропольского гос. аграрного ун-та, 2025. – 74 с.

12. Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: учебно-методическое пособие / авт.-сост.: Н.Н. Сабельникова-Бегашвили, Е.В. Дамианова. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2022. – 33 с.

13. UNESCO, 2015. Education for all: Global monitoring report 2015: Achievements and challenges, Paris: UNESCO, Available online at. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002322/232205e.pdf (дата обращения 10.03.2025).

Войти или Создать
* Забыли пароль?