Москва, Россия
Россия
УДК 378.147 Методы обучения. Формы преподавания
В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного анализу готовности будущих педагогов к использованию искусственного интеллекта (ИИ) в профессиональной деятельности. В исследовании приняли участие 217 студентов в возрасте 18–24 лет, обучающихся по направлениям: педагогическое (44%), дефектологическое (36,1%), психолого-педагогическое (10,2%) и психология (9,7%). Большинство респондентов (81%) являлись студентами бакалавриата, 19% – магистратуры. Исследование выявило основные способы применения ИИ в учебном процессе, степень его интеграции в педагогическую практику, а также ключевые барьеры (недостаток опыта, ограниченный доступ к технологиям, методические сложности) и перспективы внедрения. Результаты показали, что, несмотря на активное использование ИИ для решения учебных задач, меньше половины студентов применяют его регулярно, в работе с детьми технологии используются реже. На основе полученных результатов предложены рекомендации по совершенствованию подготовки будущих педагогов в области ИИ, включая введение специализированных курсов и тренингов.
искусственный интеллект, педагогическое образование, готовность студентов, цифровые технологии, барьеры внедрения ИИ
1. Бычкова, А. Н. Вызовы и возможности искусственного интеллекта в инклюзивном образовании / А. Н. Бычкова, Е. Н. Назарова // Проблемы развития современного общества: сборник научных статей 10-й Всероссийской национальной научно-практической конференции, Курск, 23–24 января 2025 года. – Курск: ЗАО «Университетская книга», 2025. – С. 31-34. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=80323701. EDN: https://elibrary.ru/VNCRVC
2. Доненко, С. Л. Перспективы развития инклюзивного образования с внедрением технологий искусственного интеллекта / С. Л. Доненко, И. Л. Доненко // Цифровые, компьютерные и информационные технологии в науке и образовании: Сборник статей Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием, Брянск, 01–02 ноября 2023 года. – Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2023. – С. 198-200. EDN: https://elibrary.ru/DTZPPN
3. Искусственный интеллект и нейросети в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья. Екатеринбург: ГБОУ СО ЦППМСП «Ресурс», 2024. – 28 с.
4. Картер Джейд. Искусственный интеллект. Основные понятия/ Джейд Картер М: Академия, 2020. - 240 с.
5. Компетенции преподавателя инклюзивного образования в контексте цифровизации / Г. Ю. Козловская, Н. М. Борозинец, О. Д. Сальникова, Н. Б. Ромаева // Специальное образование. – 2023. – № 2(70). – С. 79-93. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54096676. EDN: https://elibrary.ru/BCEIAO
6. Шумилова, Е. А. Потенциал цифровизации в инклюзивном образовательном пространстве / Е. А. Шумилова, Е. Ю. Журавлева, Д. С. Гордеева // Инновации в образовании. – 2022. – № 9. – С. 108-117. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49427840. DOI: https://doi.org/10.52351/00260827_2022_09_117
7. Bridging gaps in higher education: artificial intelligence as a catalyst for inclusive education and administrative efficiency / D. A. Charnysh, H. S. Movsesyan, A. A. Grygo [et al.] // 06 июня 2024 года, 2024. – P. 329-345.
8. von Garrel J., Mayer J. Artificial Intelligence in studies–use of ChatGPT and AI-based tools among students in Germany // Humanities and Social Sciences Communications. – 2023. – Vol. 10. – Article № 799. – DOI: https://doi.org/10.1057/s41599-023-02304-7. EDN: https://elibrary.ru/QDLARE




