ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 
ОКАЗАНИЯ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ 
С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена вопросам организации и содержания ранней помощи детям с задержкой речевого развития. Авторы раскрывают ее основные тенденции и приоритеты, проводят сравнительный анализ предоставления услуг ранней помощи детям группы риска по возникновению речевого дизонтогенеза и их семьям в государственных организациях социальной защиты и частных центрах, оказывающих аналогичные услуги. В процессе анализа оценивались ключевые критерии: доступность получения помощи, кадровый состав специалистов, модель работы, приемы коррекционно-развивающего воздействия. Особое внимание авторы уделяют обзору методик ранней логопедической помощи, направленных 
на стимуляцию речевого развития и профилактику усугубления нарушений у детей 
с задержкой речевого развития. Представлена их дифференцированность, преимущества и ограничения в контексте разных форм организации помощи.

Ключевые слова:
ранний возраст, задержка речевого развития, профилактика речевых нарушений, ранняя помощь, консультирование родителей
Список литературы

1. Азова О. И. Азы речи я учусь слушать и говорить / О. И. Азова // Москва: Грифон, 2020. – 37 с.

2. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста: учебник для отделений медицинских сестер детских учреждений медицинских училищ / Н. М. Аксарина. – 3-е изд., 
испр. и доп. – Москва: Медицина, 1977. – 303 с.

3. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Е. Ф. Архипова. – Москва: АСТ: Астрель, 2007. – 224 с.

4. Бакиева Н. З. Давай поговорим: слоговая структура слова: методическое пособие 
по формированию речи у детей с тяжелыми нарушениями речи. – Ч. I. // Н. З. Бакиева – Тюмень: Речевая мозаика, 2015. – 48 с.

5. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка: книга для логопеда / 
Е. Н. Винарская. – Москва: Просвещение, 1987. – 159 с.

6. Датешидзе Т. А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития / Т. А. Датешидзе // Санкт-Петербург: Речь, 2004. – 128 с.

7. Делягин В. М. Задержка речевого развития у детей / В. М. Делягин // 
Российский медицинский журнал. – 2013. – № 24. – С. 1174-1177.

8. Жукова Н. С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие / Н. С. Жукова // Москва: Соц.-полит. журн., 1994. – 96 с.

9. Захарова О. А. Алалия. Коррекционно-логопедическая работа с детьми с алалией / 
О. А. Захарова // Москва: Сфера ТЦ, 2014. – с. 64.

10. Косинова Е. М. Развиваем речь ребёнка. Авторская методика Е. М. Косиновой / 
Е. М. Косинова // Москва: Эксмодетство, 2014. – 104 с.

11. Логопедические технологии диагностики речевых нарушений у дошкольников / 
Г. Р. Шашкина, В. Е. Агаева, Е. В. Красноперова [и др.]. – Москва: 
ООО «Научно-издательский центр Инфра-М», 2022. – 238 с. – ISBN 978-5-16-017398-6. – DOIhttps://doi.org/10.12737/1851514. – EDN RARQVH.

12. Новоторцева Н. В. Методика развития речи у неговорящих детей
Учебно-методическое пособие / М. В. Новоторцева // Ярославль: ЯГПУ, 1999. – 64 с. EDN: https://elibrary.ru/XGOFBF

13. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 августа 2024 г. № 1099 
«Об утверждении примерных требований к организации и осуществлению ранней помощи детям и их семьям» // Официальное опубликование правовых актов.

14. Пятница Т. В., Башинская Т. В. система коррекционного воздействия при моторной алалии. Ч. 2 / Т. В. Пятница, Т. В. Башинская // Москва: ТЦ Сфера, 2010. – 64 с. EDN: https://elibrary.ru/QYCKFH

15. Пятница Т. В., Башинская Т. В. система коррекционного воздействия при моторной алалии. Ч. 1 / Т. В. Пятница, Т. В. Башинская // Москва: ТЦ Сфера, 2010. – 64 с. EDN: https://elibrary.ru/QYCKFH

16. Ткаченко Т. А. Система логопедической работы с неговорящими детьми: теория, методика, организация занятий, конспекты / Т. А. Ткаченко // Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 105 с.

17. Чеканова М. В. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой речевого развития / М. В. Чеканова // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2016. – № 4 (24). – С. 151-154. EDN: https://elibrary.ru/XEPJIZ

Войти или Создать
* Забыли пароль?