В статье анализируются стихотворения Н.С. Гумилева и Б.Л. Пастернака, в которых ведущим мотивом становится мотив преображения мира, предпринимаемого героем ради возлюбленной. Идея преображения реализуется и в необычных (оригинальных, экзотических) названиях этих стихотворных текстов.
Н.С. Гумилев, «Жираф», Б.Л. Пастернак, «Без названия», мотив преображения мира, экзотическое название
1. Баскер М. «Далекое озеро Чад» Николая Гумилёва (к эволюции акмеистической поэтики) // Гумилёвские чтения: Материалы междунар. конференции филологов-славистов. СПб.: Издательство гуманитарного университета профсоюзов, 1996. – С. 125–137.
2. Богомолов Н.А. Николай Гумилев // Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов). Книга 2. ИМЛИ РАН. М.: Наследие, 2001. – С. 466–500.
3. Гумилев Н.С. Стихотворения и поэмы. Л.: Сов. Писатель, 1988.
4. Девятова Н.М. Предметный мир сравнения // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2022. №2 (46). – С. 48–58. DOI: https://doi.org/10.25688/2076-913X.2022.46.2.05; EDN: https://elibrary.ru/UWWFIC
5. Девятова Н.М. Птица как образ русского сравнения // Птица как образ, символ, концепт в литературе, культуре и языке: Коллективная монография. М.: Книгодел; МГПУ, 2019. – С. 349–354. EDN: https://elibrary.ru/RKRFKB
6. Жолковский А.К. Поэтика за чайным столом и другие разборы. М.: Новое литературное обозрение, 2014.
7. Жолковский А.К. Поэтика Пастернака: Инварианты, структуры, интертексты. М.: Новое литературное обозрение, 2011.
8. Иванов Вяч. Вс. Пастернак. Воспоминания. Исследования. Статьи. М.: Издательский центр «Азбуковник», 2015. EDN: https://elibrary.ru/VSRSZF
9. Ивинская О.В. В плену у времени: Годы с Борисом Пастернаком. М., 1972.
10. Исрапова Ф.Х. Металирика в смене художественных парадигм: монография. М.: Издательство Буки Веди, 2015.
11. Казмирчук О.Ю. Стихотворение Б.Л. Пастернака «На пароходе» в контексте символистской и футуристической поэтики // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2022. №4 (48). – С. 49–58. DOI: https://doi.org/10.25688/2076-913X.2022.48.4.04; EDN: https://elibrary.ru/OSYGHH
12. Магомедова Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения. М.: Издательский центр «Академия», 2004. EDN: https://elibrary.ru/QRBFCN
13. Н.С. Гумилев: pro et contra: Личность и творчество Николая Гумилева в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. СПб.: Изд-во Рус. христиан. гуманитарного института, 2000.
14. Орлицкий Ю.Б. Вертикальная композиция лирики Геннадия Айги // Новое литературное обозрение. 2024. № 5. – С. 111–125. DOI: https://doi.org/10.53953/08696365_2024_189_5_111; EDN: https://elibrary.ru/NHWAJK
15. Орлицкий Ю.Б. Заглавие // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. – С. 73–74.
16. Пастернак Б.Л. Собрание сочинений. В 5-ти томах. Т. 2. М.: Худож. лит., 1989.
17. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак: Материалы для биографии. М.: Советский писатель, 1989.
18. Полушин В.Л. Николай Гумилев: Жизнь расстрелянного поэта. М.: Молодая гвардия, 2006.
19. Пропп В.Я. Морфология «волшебной» сказки. Исторические корни волшебной сказки. М.: «Лабиринт», 1998.



