Россия
Россия
УДК 37.025.3 эмоций
Статья посвящена исследованию роли уроков литературного чтения в развитии эмоционального интеллекта у младших школьников. Рассматривается сущность эмоционального интеллекта как ключевого навыка, определяющего успешную адаптацию, коммуникацию и личностный рост ребенка. Акцент сделан на эмпатии – способности понимать и разделять чувства других людей, которая формируется через анализ эмоций литературных персонажей. Художественные произведения служат средством знакомства детей с многообразием человеческих переживаний, а такие методы, как создание сказок, ролевые игры, ведение «дневника эмоций», групповые дискуссии, способствуют осознанию своих эмоций и становлению умения ими управлять. Особое внимание уделяется практическим приёмам, которые учитель может использовать на уроках: инсценировки, поэтические минутки, иллюстрации, совместный анализ текстов. Доказано, что развитие эмоционального интеллекта через литературу не только улучшает психологическое состояние учащихся, но и формирует социально зрелую личность, способную к критическому мышлению и эмоциональной устойчивости. Результаты исследования подчеркивают значимость интеграции эмоционального образования в школьную программу для подготовки детей к вызовам взрослой жизни.
младшие школьники; уроки литературного чтения; развитие эмоционального интеллекта; эмпатия; методы и приемы обучения; социальные навыки
1. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. – СПб.: БХВ-Петербург, 2012. – 164 с. EDN: https://elibrary.ru/SDQUNJ
2. Бондарь Н.Г. Факторы развития эмпатии младших школьников // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». – 2010. – № 8. – С. 34–37.
3. Выготский Л.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале ХХ века // Вопросы психологии. – 1969. – № 2. – С. 157–159.
4. Готтман Джон. Эмоциональный интеллект ребёнка. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2024. 320 с.
5. Гоулман Дэниел. Эмоциональный интеллект: почему он может значить больше, чем IQ. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2023. – 544 с.
6. Манойлова М.А. Анализ исследований эмоционального интеллекта: история и современность:сб. материалов XII Международных Александро-Невских чтений «Святой благоверный князь Александр Невский – 800 лет на страже России» (Псков, 2021). – С. 118–121. EDN: https://elibrary.ru/CJOIYK
7. Сергиенко Е.А., Хлевная Е.А., Киселёва Т.С. Роль эмоционального интеллекта в эффективности деятельности и психологическом благополучии человека // Вестник Костромского государственного университета. Серия: «Педагогика. Психология. Социокинетика». – 2020. – Т. 26. № 1. – С. 46–53. DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-1-46-53; EDN: https://elibrary.ru/VAIXVM
8. Ткаченко О.В. Сайт учителя русского языка и литературы [Электронный ресурс]. – URL: https://filologtk.blogspot.com/ (дата обращения: 24.07.2025).



