К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СУДЕБНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются и анализируются аспекты, связанные с особенностями процесса организации судебной психологической экспертизы несовершеннолетних. Обобщены методологические и практические подходы к ее проведению. Автором раскрывается специфика судебной психологической экспертизы способности несовершеннолетнего обвиняемого осознавать свои действия и руководить ими, а также судебной психологической экспертизы несовершеннолетних по сексуальным преступлениям. Особое внимание уделяется определению способности несовершеннолетнего адекватно и в полной мере осознавать характер и значение своих действий и регулировать их во время совершения преступления, как основной цели судебной психологической экспертизы. Рассматривая вопросы использования психодиагностических методик при проведении экспертизы несовершеннолетних, автор отмечает, что этот вопрос остается дискуссионным, зависящим как от стоящих перед экспертом вопросов и решаемых им задач, так и возрастных и индивидуально-личностных особенностей несовершеннолетнего подэкспертного. Анализируются проблемные аспекты, связанные с постановкой специалистами правоохранительных органов вопросов, входящих в компетенцию экспертов-психологов.

Ключевые слова:
судебная психологическая экспертиза, несовершеннолетние, личностная незрелость, психическое развитие, общественно-опасное деяние, умственная отсталость, нарушения мотивации
Текст

Введение. Более полувека назад правоохранительная система столкнулась с проблемами, которые могут быть решены судебной психологической экспертизой (СПЭ) несовершеннолетних. Свою актуальность и значимость данный вид экспертизы по-настоящему приобрел с 1 января 1997 года после вступления в силу Уголовного кодекса Российской Федерации. Впервые в российском уголовном законодательстве было предусмотрено освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних, достигших возраста наступления уголовной ответственности, у которых выявлены отставания в психическом развитии, не связанные с психическим расстройством, а также возможности адекватно осознавать характер своих действий или руководить ими (ч. 3 ст. 20 УК РФ).

Демонстрируемое подростками незрелое поведение может затруднять работу правоохранительных органов, направленную на определение способности несовершеннолетнего абсолютно адекватно осознавать свои действия и их последствия, поскольку внешний вид и действия таких подростков соответствуют не их фактическому возрасту, а более раннему возрастному периоду. Личностная незрелость может быть обусловлена различными факторами, включая задержку психического и физического развития, известную как психофизический инфантилизм, социально-педагогическую запущенность.

В процессе СПЭ несовершеннолетних, на основе анализа их индивидуально-личностных особенностей, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, составляется психологический портрет подэкспертного, а также даются ответы на поставленные перед экспертами вопросы.

Определение способности несовершеннолетнего адекватно и в полной мере осознавать характер и значение своих действий, а также регулировать их во время совершения преступления, является целью СПЭ [12].

Значимость проведения СПЭ заключается в возможности формирования психологического контакта между сотрудником правоохранительных органов и подростком при своеобразном посредничестве психолога [1].

Особенности СПЭ несовершеннолетнихСчитается, что период зарождения СПЭ несовершеннолетних относится к рубежу XIX–XX веков. Роль психологической науки и использование ее данных в судопроизводстве привело к возможности обвинения/оправдания несовершеннолетнего, подозреваемого в совершении преступления.

В 1904 году А.Л. Щеглов в работе «Умственная работоспособность несовершеннолетних преступников» привел сведения об изучения уровня умственной работоспособности у малолетних преступников в сравнении с такой у их сверстников не преступников [13].

По мнению А.Л. Щеглова, при изучении психологии преступников представляется наиболее интересным и важным изучение его нравственной сферы, чувствований, влечений, интересов и в целом его отношение к окружающему миру. В начале прошлого века для исследований этой сферы пользовались самым элементарным и проверенным методом – наблюдением. Вместе с тем, как справедливо отмечал А.Л. Щеглов, при решении вопроса о том, является ли душевный мир преступников в чем-то отличным от душевного мира не преступников представляется наиболее желательным и необходимым использование более точных методов исследования, чем метод непосредственного наблюдения, который в большей или меньшей мере заключает в себе элемент субъективизма. А.Л. Щеглов одним из первых отмечал необходимость применения методов экспериментального индивидуально-психологического исследования.

Предметом экспериментального исследования в работах А.Л. Щеглова стало состояние работоспособности преступников. Выдвинув гипотезу о том, что пониженная работоспособность (низкая способность к длительному умственному и физическому напряжению) является одной из причин совершения преступных действий, он обосновал идею, что неспособность к длительному напряжению постепенно развивает нелюбовь и даже отвращение к работе, необходимость уклоняться от нее и, тем самым все больше вовлекает человека в преступную деятельность.

Значительно позже, в 1959 году Г.М. Миньковский также указывал на необходимость проведения СПЭ при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними. По мнению ученого, заключение психологической экспертизы направлено на оказание помощи суду в правильном определении меры наказания [9].

С 1971 года за процедурой СПЭ были закреплены вопросы компетенции, формы участия экспертов-психологов, методы и формы их работы.

В исследованиях, проведенных М.М. Коченовым, были рассмотрены и определены вопросы предмета, объекта, методики СПЭ. Автор выделил одиннадцать подвидов СПЭ, в том числе экспертизу несовершеннолетних обвиняемых, как отдельный вид [8].  

В настоящее время СПЭ несовершеннолетних может проводиться по 3 основаниям:

  1. в случае нарушения несовершеннолетним чьих-либо прав (экспертиза психологических особенностей несовершеннолетнего и рисков повторного совершения противоправного деяния). Компетенцией экспертизы становится установление способности несовершеннолетних обвиняемых, имеющих признаки, не связанные с психическим заболеванием, отставания в психическом развитии полностью осознавать значение своих действий, и определение меры способности руководить ими. Поводами к назначению такой экспертизы являются данные об инфантильном поведении несовершеннолетнего, педагогической запущенности; сведениями о том, что объективное содержание поведения несовершеннолетнего расходится с целями, которые он преследовал; свидетельскими показаниями об отличиях в поведении несовершеннолетнего от поведения сверстников;
  2. в случае, если несовершеннолетний является пострадавшим от чьих-либо действий (экспертиза психологических особенностей и состояний несовершеннолетнего). Компетенцией экспертизы становится установление способности психически здоровых пострадавших правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать на них правдивые показания; понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление преступнику (при изнасилованиях и развратных действиях). Поводами к назначению такой экспертизы является малолетний возраст пострадавшего; данные о низком уровне интеллекта; слабое владение речью; особые условиях восприятия ситуации (быстротечность событий, большое количество объектов восприятия; несоответствие показаний опрашиваемого лица другим материалам дела; отсутствие эмоционально глубоких реакций на случившееся, связанное с отставанием в психическом развитии, не вызванным психическим заболеванием; неблагоприятные условия семейного воспитания;
  3. в случае, если несовершеннолетний является свидетелем преступления (экспертиза психологических особенностей несовершеннолетнего, психологический анализ его показаний) [11].

Одним из вопросов, которые стоят перед исследователями, занимающимися вопросами СПЭ, является вопрос о специализации эксперта. Большинство сходится во мнении, что оценка таких аспектов, как личностная незрелость, дефекты эмоционально-волевой сферы, признаки интеллектуальной недостаточности должны быть в ведении совместной экспертной комиссии психологов и психиатров. В этом случае и их заключение должно быть совместным [10].

При этом важно учитывать, что психиатрическая судебная экспертиза устанавливает вменяемость или невменяемость субъекта. Объектом СПЭ является здоровый человек. Именно поэтому вначале осмотр и оценку подэкспертного несовершеннолетнего осуществляет психиатр.

После признания подэкспертного лица вменяемым психолог приступает к изучению личности несовершеннолетнего, которое начинается уже с начала подготовки к экспертизе. В данном случае имеют значение показания свидетелей, потерпевших, описывающих поведение несовершеннолетнего; различные характеристики, заключения; сведения о проведенных ранее наркологических или психиатрических экспертиз. Как отмечают Е.В. Конева и В.Е. Орел, из комплекса сведений извлекается информация, касающаяся условий развития личности несовершеннолетнего, его воспитания, установок, направленности, стереотипов поведения, ценностей, отношений с другими людьми [6].

Наиболее распространенным и эффективным методом экспертизы считается беседа с подэкспертным, в ходе которой выясняется жизненный путь, ценности, образование и культурный уровень, мировоззрение, особенности поведения в различных ситуациях, отношения с другими людьми, к собственным поступкам, мыслям, чувствам. Данные беседы дополняются наблюдениями за мимикой, пантомимикой, особенностями речи.

В качестве методов исследования интеллектуальной сферы детей от 3 до 7 лет используется проективная методика «Рисунок Человека», для подростков — «Культурно-независимый тест интеллекта» Р. Кэттелла, тест интеллекта Д. Векслера, тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра.

Для изучения личностной сферы эксперты применяют 16-факторный личностный опросник Р. Кэттелла, патохарактерологический диагностический опросник для подростков А.Е. Личко, опросник формально-динамических свойств В.М. Русалова, фрустрационный тест С. Розенцвейга, шкалу реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина, а также проективные методики: «Неоконченные предложения», «Рука» (Hand-test), рисунок «Несуществующее животное».

При СПЭ несовершеннолетних, связанной с уголовными делами по изнасилованию и развратным действиям, для анализа склонности к фантазированию используют методику «Продолжи сказку». Нередко перед экспертом ставится вопрос о степени внушаемости несовершеннолетнего. Поскольку стандартизированной методики «на внушаемость» нет, эксперты используют косвенные процедуры: несовершеннолетнему предлагается сюжетная картинка, ее просят запомнить, а затем проводится какая-то другая методика. Через некоторое время подэкспертного просят вспомнить картинку, при этом задают внушающие ложные вопросы и анализирует, как несовершеннолетний отвечает на них. Аналогичным образом применяют «Пробу Нечаева» – фиксируют идеомоторные движения испытуемого, возникающие в результате действий экспериментатора.

В целом можно говорить о том, что вопрос использования психодиагностических методик в СПЭ остается открытым и ответ на него зависит от различных факторов: стоящих перед экспертом вопросов, решаемых в ходе экспертизы задач, возрастных и индивидуально-личностных особенностей несовершеннолетнего подэкспертного.

СПЭ способности несовершеннолетнего обвиняемого осознавать свои действия и руководить ими. Для оценки способности несовершеннолетнего обвиняемого осознавать свои действия и руководить ими перед экспертами ставятся следующие вопросы:

    • имеются ли у несовершеннолетнего обвиняемого признаки отставания в психическом развитии, не связанного с психическим заболеванием? Если имеются, в чем конкретно они состоят?
    • учитывая особенности несовершеннолетнего обвиняемого, может ли он полностью осознавать значение своих действий?
    • учитывая особенности психического развития несовершеннолетнего обвиняемого, в какой мере он мог руководить своими действиями?

Дискуссионным для экспертов является вопрос, может ли субъект плохо осознавать свои действия, но хорошо руководить ими? Одни специалисты считают, что это две самостоятельные способности (М.М. Коченов), другие указывают, что эти способности тесно связаны между собой (Е.Г. Дозорцева) [3, 9].

С теоретической точки зрения предпочтителен первый подход, с практической – второй. Сформированность и проявление этих способностей зависит, во-первых, от личностных предпосылок, которые всегда связаны с уровнем развития личности, а, во-вторых, непосредственно самой ситуации, в которой они проявляются.

Традиционно выделяют следующие уровни развития личности:

  • общее стойкое недоразвитие личности с недостаточностью высших психических функций и инертностью психических процессов, что может быть обусловлено врожденной патологией и в этом случае становится предметом внимания специалистов-психиатров;
  • задержка психического развития вследствие генетических, психогенных факторов. Наиболее ярко эта задержка проявляется в когнитивной и эмоциональной сферах;
  • задержка психического развития, связанная с нарушением отдельных анализаторных систем;
  • дисгармония развития, которая проявляется либо во врожденной, либо в приобретенной диспропорциональности психики.

Отвечая на вопросы данного вида СПЭ, эксперт может сделать три выводы:

  1. испытуемый полностью осознавал и мог руководить своими действиями;
  2. испытуемый не в полной мере осознавал и мог руководить своими действиями;
  3. испытуемый не осознавал и не руководил своими действиями.

При подготовке заключения основным критерием, который учитывает специалист-психолог, является возраст несовершеннолетнего обвиняемого. Подростковый возраст (начиная с 14 лет, при котором наступает уголовная ответственность за тяжкие преступления) характеризуется способностью субъекта осознавать свои действия и руководить ими. Но нередко психологический возраст не соответствует биологическому, поэтому в большинстве специалисту приходится отвечать на вопросы, связанные с психологическим возрастом несовершеннолетнего обвиняемого.

Решая задачи СПЭ по оценке способности несовершеннолетнего обвиняемого осознавать свои действия и руководить ими, эксперт анализирует следующие аспекты:

  • особенности самосознания и самооценки – в норме у подростков она сформирована и не является завышенной;
  • наличие чувства взрослости – способности несовершеннолетнего сравнивать себя с другими (взрослыми или товарищами), находить образцы для усвоения, строить свои отношения с другими людьми, перестраивать свою деятельность, ощущать себя «Я-взрослый»;
  • отсутствие резких проявлений негативизма, которое может проявляться, в том числе, в отношении к экспертному исследованию. Стойкое отрицательное отношение субъекта к проведению СПЭ может указывать на низкий контроль несовершеннолетним своих действий;
  • наличие интимно-личностного общения, как ведущей деятельности;
  • отсутствие у подэкспертного особенностей функционирования психических процессов, характерных для более младшего возраста (например, преобладание наглядно-действенного мышления, неустойчивость внимания и т. п.);
  • склонность к подражанию, как некоему проявлению внушаемости.

Среди отличительных особенностей несовершеннолетних, характеризующихся сниженной способностью осознавать свои действия и руководить ими, выделяют склонность к насилию и агрессивные проявления, значительную переоценку своих умственных способностей, повышенную внушаемость.

Помимо личностных предпосылок, как уже отмечалось, на сформированность и проявления способности осознавать свои действия и руководить ими влияют ситуативные предпосылки, к которым относят ситуации, связанные с борьбой мотивов, ситуации реализации потребностей и т.д.

СПЭ несовершеннолетних по сексуальным преступлениям. Согласно статистике, более 50% СПЭ проводятся по сексуальным преступлениям, где жертвами преимущественно являются малолетние лица (до 14 лет) или несовершеннолетние лица (до 18 лет).

В соответствии со ст. 131 Уголовного кодекса Российской Федерации, изнасилование – это половое сношение с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшему или к другим лицам, либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего. Определение беспомощного состояния – довольно сложная задача для эксперта. Если жертва, в силу своего физического или психического состояния, не может понимать характер и значение совершаемых с нею действий или не может оказать сопротивление насильнику, можно говорить, что имеет место изнасилование.

Выделяют физическое и психическое беспомощное состояние. Физическое беспомощное состояние характеризуется неспособностью жертвы оказать сопротивление ввиду физических недостатков, заболеваний, опьянения. Психическое беспомощное состояние несовершеннолетнего характеризуется неспособностью осознавать явления окружающей действительности, правильно оценивать ситуацию и значение совершаемых с ним действий, отсутствием способности выражать свою волю, обусловленное аффектом страха.

Рассматривая личность несовершеннолетнего потерпевшего, необходимо уделить внимание понятию виктимности, как совокупности особенностей жертвы, сыгравших существенную роль в генезисе преступления.

Л. П. Конышева выделяет две группы несовершеннолетних потерпевших [7]:

  1. характеризуются сниженным уровнем интеллектуального развития, не имеют сформированного представления о взаимоотношении полов, ведут замкнутую жизнь, часто – жертвы одного насильника, которому необоснованно доверяют;
  2. хорошо интеллектуально развиты, активные, общительные, стремятся быть в центре внимания, с неустойчивой самооценкой, испытывают интерес к противоположному полу, импульсивные, поверхностные в оценках, нередко бывают жертвами группового изнасилования.

Анализ психологических особенностей жертв, осуществленный на основании диагностики с использованием 16-факторного личностного опросника Р. Кэттелла (16-PF), личностного опросника Г. Айзенка (EPI), теста фрустрационных реакций С. Розенцвейга, указывает на следующие особенности несовершеннолетних: высокий уровень конформизма, низкая эмоциональная устойчивость, низкая социальная смелость, повышенный уровень нейротизма, пассивность и склонность к самообвинению во фрустрационных ситуациях. Такие несовершеннолетние воспринимают случившееся, как нечто фатальное, ожидают, что ситуация разрешится сама собой [4]. 

Для несовершеннолетних преступников, совершивших изнасилование, присущи особенности восприятия другого человека: нередко наблюдается феномен стереотипизации, при котором жертве приписывают какую-либо установку («все женщины легкомысленны») и действуют, исходя из этого. Характерной является гиперчувствительность к сексуальным раздражителями, эмоциональная черствость, агрессивность.

Фактором формирования личности несовершеннолетнего насильника является воспитание в семье, где насилие и жестокость со стороны родителей – обычная практика, которые сочетаются с табуированием проявлений ребенком враждебности и агрессии.

В ходе СПЭ по сексуальным преступлениям эксперты выявляют так называемое способствующее поведение жертвы, которое в той или иной степени послужило причиной полового преступления. Насильником такое поведение рассматривается, как явное приглашение к вступлению в половой контакт или как доступность несовершеннолетнего при соответствующем давлении со стороны преступника.

Выделяют два вида способствующего поведения несовершеннолетних:

  1. субъективно способствующее – жертва все понимает, осознает, допускает возможность вступления в контакт, но сам совершенный контакт считает изнасилованием;
  2. объективно способствующее – жертва непреднамеренно создает условия для совершения преступления, она не способна понять характер и значение ситуации, оценить ее содержание и последствия.

Способствующее поведение чаще всего демонстрируют несовершеннолетние старше 14 лет, характеризующиеся ранним сексуальным развитием, но не имевшие опыта половой жизни, воспитывавшиеся в неблагоприятных условиях. Перед преступлением они нередко употребляют с потенциальным насильником спиртосодержащие напитки, изнасилование происходит далеко от места жительства жертвы, преступник использует грубые формы принуждения.

Способствующее поведение малолетних имеет свои отличия: чаще всего оно обусловлено получением материального вознаграждения (деньги, подарки) от известного человека, который просит держать это в секрете. Обычно такое поведение наблюдается у малолетнего, обделенного вниманием в семье, не имеющего большого опыта неформального общения со взрослым. Малолетние испытывают выраженную потребность в эмоционально насыщенных отношениях (общении) со взрослыми. Именно поэтому они практически не оказывают сопротивления насильнику, которым нередко оказывается знакомый или родственник, бесконфликтно общаются с ним.

Малолетние потерпевшие длительное время могут скрывать факт насилия, испытывая безразличие к нему. Это обусловлено тем, что моменту изнасилования нередко предшествуют длительные по времени развратные действия, которые насильники облекают в игру, тем самым притупляя бдительность и чувствительность ребенка.

Данная экспертиза связана с оценкой трех типов ситуаций:

  1. потерпевший не понимал смысла ситуации;
  2. потерпевший понимал суть происходящего, но по каким-то причинам не оказывал сопротивления;
  3. потерпевший вступил в связь добровольно.

Первоначально эксперт определяет характер общения между жертвой и насильником – конфликтный или бесконфликтный.

При конфликтном общении оба его участника считают, что их интересы обоюдопротивоположны. Если хотя бы один из участников не оценивает ситуацию и процесс общения, как угрожающие, то такое общение называется бесконфликтным. Также бесконфликтным можно считать половой контакт, когда несовершеннолетний не оказывает сопротивления.

Следующим этапом эксперт оценивает особенности, которые могут снижать способность жертвы понимать характер совершаемых с нею действий. В качестве таких особенностей могут выступать дефицит или полное отсутствие у потерпевших сведений о сексуальных отношениях, отсутствие сексуального опыта в сочетании с повышенным интересом к данной теме, неблагоприятная семейная обстановка, конфликты и эмоциональное отвержение со стороны родителей, трудности установления взаимоотношений со сверстниками. Диагностически значимыми для данного вида СПЭ являются особенности самой ситуации посягательства (посягательство знакомых или родственников, посягательство взрослых с высоким статусом или сверстников из референтной группы), а также отношение несовершеннолетних потерпевших к произошедшему и их поведение после него. Эксперт принимает во внимание отсутствие адекватных эмоций и целенаправленного поведения, повышенную зависимость субъекта от ситуационных факторов.

Анализируя способность жертвы оказывать сопротивление насильнику, эксперты принимают во внимание три аспекта, снижающие эту способность:

  1. потерпевший воспринимает ситуацию, как безвыходную, внезапную, переоценивает степень угрожающей ему опасности, недооценивает свои шансы на успех, что нередко обусловлено неуверенностью в себе, повышенной тревожностью, неумением дать отпор в конфликтных ситуациях, внушаемостью;
  2. потерпевший воспринимает ситуацию, как неопределенную, ожидает, что все пройдет и разрешится само собой. В этих обстоятельствах проявляется непоследовательность поведения преступника, который начинает демонстрировать якобы снижение остроты конфликта с целью обмануть жертву. Потерпевший характеризуется ригидностью, завышенной самооценкой, инертностью психических процессов, совпадением стиля поведения в криминогенных и обычных ситуациях;
  3. потерпевший не может контролировать свои действия ввиду специфического эмоционального состояния – «аффекта страха». Для этого состояния характерны быстро меняющиеся отрицательные эмоции – от страха до бессилия, безразличия, ощущения нереальности. У жертвы отмечается ситуативность поведения, подчиняемость, внушаемость, туннельное мышление.

Диагностически значимой для экспертизы является постаффективная фаза, признаками которой являются:

  • первоначальное облегчение, даже элемент радости, которые затем сменяются гневом, возмущением, стремлением отомстить;
  • хаотичная активность, стремление что-то делать, бессонница, увеличение темпа протекания всех психических процессов, речевое возбуждение, образование комплекса страха перед преступником и в то же время неудовлетворенность собой и своим поведением, всплеск эмоций – смех и слезы практически одновременно.

Еще одним важным вопросом СПЭ по сексуальным преступлениям является вопрос об имеющейся у несовершеннолетних потерпевших склонности к фантазированию, которая чаще всего встречается у лиц с истероидными чертами.

Заключение. В ходе проведения СПЭ эксперты достаточно часто сталкиваются с ситуациями, когда несовершеннолетний не способен в полной мере адекватно осознавать значение своих действий и руководить ими. В таких случаях специалисты формулируют заключение о том, что подросток может не в полной мере осознавать значение своих действий и руководить ими, или, что он был способен в полной мере адекватно осознавать значение действий, но иметь ограниченную способность руководить ими.

Начиная с 1 января 1997 года, УК РФ впервые ввел понятие уменьшенной (ограниченной) вменяемости в российском уголовном законодательстве. Это относится к случаям, когда лицо, хотя и является вменяемым, из-за психического расстройства не может абсолютно адекватно осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий или руководить ими. Формулировка вопросов, которые могут быть заданы при проведении экспертизы, предполагает разнообразные варианты ответов, отражающие реальное положение дел [2].

Однако не следует ожидать от эксперта абсолютно неприемлемый и ненаучный вывод о том, что, например, уровень психического развития 14-летнего подростка соответствует возрасту 13,5 лет [5].

Вопрос о способности несовершеннолетнего нести уголовную ответственность требует глубокого анализа и помощи со стороны экспертов, основная задача которой сводится не к определению его интеллектуального возраста, а к выявлению его способности осознавать характер и значение своих действий в момент совершения преступления и управлять ими.

Список литературы

1. Васильев В.Л., Мамайчук И.И., Смирнов В.П. Использование психолога в качестве консультанта, специалиста и эксперта на предварительном следствии. СПб., 1997. 64 с.

2. Выготский С.Л. Проблемы развития психики. Москва: Педагогика, 1983. 368 с.

3. Дозорцева Е.Г. Становление комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых и проблемы психологии // Судебная психиатрия. Актуальные проблемы. Выпуск №18. Москва: Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского, 2021. С. 60-70.

4. Енгалычев В.Ф., Шипшин С.С. Психодиагностические методы исследования в судебно-психологической экспертизе. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2013. 390 с.

5. Енгалычев В.Ф., Шипшин С.С. Судебно-психологическая экспертиза. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2018. 190 с.

6. Конева Е.В., Орел В.Е. Судебно-психологическая экспертиза. Ярославль: ЯрГУ, 1998. 92 с.

7. Конышева Л.П. Учет следователем психологических компонентов криминалистической характеристики по делам об изнасиловании несовершеннолетних // Проблемы психологии следственной деятельности. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1986. С. 22–33.

8. Коченов М.М. Судебно-психологическая экспертиза: теория и практика. Москва: Генезис, 2010. 352 c.

9. Миньковский Г.М. Особенности расследования и судебного разбирательства дел о несовершеннолетних. Москва: Госюриздат, 1959. 208 с.

10. Печерникова Т.П., Гульдан В.В. Актуальные вопросы комплексной психолого-психиатрической экспертизы // Психологический журнал. 1985. Т. 6. № 1. С.96–104.

11. Прокудин И.А. Социально-педагогическая запущенность как повод для назначения психологической судебной экспертизы несовершеннолетних // Перспективы науки. 2023. № 12(171). С. 226-228.

12. Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза. Москва: Юрайт, 2019. 309 с.

13. Щеглов А.Л. Умственная работоспособность несовершеннолетних преступников. Экспериментально-психологическое исследование // Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. 1904. Вып. 3. С. 106–113.

Рецензии
1. К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СУДЕБНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Авторы: Реуцкая Ирина Евгеньевна


Войти или Создать
* Забыли пароль?