Краснодар, Краснодарский край, Россия
В статье рассматриваются вопросы, связанные с обучением детей-аутистов в рамках инклюзивного образования. Проанализированы принципы и цели такого типа образования на основе официальных документов: ратифицированной Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов ООН и Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Описаны характерные особенности детей с аутистическим синдромом и трудности, возникающие при их обучении. Даны психолого-педагогические рекомендации для специалистов в области образования, работающих с детьми- аутистами.
права инвалидов, инклюзивное образование, дети с аутистическим синдромом, нарушения коммуникативной сферы, преодоление трудностей в общении, психолого-педагогическое сопровождение детей-аутистов при обучении, варианты образования детей-аутистов, обозначенные в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время идеи инклюзивного образования становятся в России все более актуальными. Это связано прежде всего с тем, что Россия ратифицировала «Конвенцию о правах инвалидов», принятую резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. В Конвенции закреплены основные права и свободы личности по отношению к людям с инвалидностью. Ее реализация, в том числе и в России, позволит улучшить качество жизни людей с ограниченными возможностями.
Сегодня всеми признается, что эффективному участию инвалида в жизни общества мешают прежде всего барьеры, которые создаются между инвалидом и семьей, где он проживает, и окружающими людьми, а также, к сожалению, образовательными организациями, которые должны ввести такого ребенка в систему образования. Поэтому от среды во многом зависит, станет ли человек с проблемами здоровья полноценным гражданином. Любой опыт организации взаимоотношений между особыми детьми и другими участниками образовательного процесса весьма полезен.
Редакция признательна Л.В. Смирновой за согласие обсудить эту тему на страницах нашего журнала. Уверены, что предлагаемая статья будет интересна широкому кругу читателей.
От редакции