Статья посвящена исследованию роли искусственного интеллекта в процессах ценностно-смыслового информационного капсулирования в современном общественно-политическом пространстве. Цель исследования — выявить особенности формирования и функционирования информационных капсул как инструмента конструирования ценностно-смысловых представлений в условиях цифровизации политических коммуникаций. В работе применяются сравнительный метод (для анализа концепций информационных капсул, эхо-камер и пузырей фильтров) и герменевтический метод (для интерпретации ключевых текстов по проблеме). Результаты исследования показали, что информационные капсулы обладают свойствами целостности, адаптивности и автономности, что делает их эффективным инструментом структурирования смысловых потоков. Показано, что искусственный интеллект на основе применения больших данных и нейросетевых алгоритмов способен как усиливать эффективность передачи информации, так и способствовать формированию замкнутых ценностно-смысловых сред, влияя на характер восприятия общественно-политической реальности гражданами. Выявлены ключевые риски, включая манипуляцию сознанием и усиление алгократии. Теоретическая значимость работы заключается в систематизации концептуальных подходов к изучению информационного капсулирования и уточнению понятия. Практическая ценность состоит в обосновании необходимости разработки этических норм регулирования искусственного интеллекта и программ цифровой медиаграмотности для сохранения когнитивного суверенитета.
информационные капсулы, искусственный интеллект, большие данные, политические коммуникации, эхо-камеры, пузыри фильтров, алгократия
1. Володенков С.В. Total Data как феномен формирования политической постреальности // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». - 2017. № 3 (15). С. 409–415. DOI: https://doi.org/10.25513/2312-1300.2017.3.409-415; EDN: https://elibrary.ru/ZSUEIJ
2. Володенков С.В. Влияние технологий интернет-коммуникаций на современные общественно-политические процессы: сценарии, вызовы и акторы. Мониторинг общественного мнения: экономич-кие и соц-ые перемены. 2019. № 5 (153). С. 341–364.
3. Майер-Шёнбергер В. Большие данные: революция, которая изменит то, как мы живем, думаем и мыслим / пер. с англ. И. Гайдюк. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 240 с.
4. Паризер Э. За стеной фильтров. Что Интернет скрывает от вас? / пер. с англ. А. Ширикова. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2012. - 304 с.
5. Федорченко С.Н. Big Data и методологические возможности ресурса Google Trends для политологического исследования // Жур-л полит-их иссл-ий. - 2018. Т. 2. № 4. - С. 48–55.
6. Aneesh A. Virtual Migration: The Programming of Globalization. — Durham: Duke University Press, 2006. - 208 p.
7. Crawford K. Can an Algorithm be Agonistic? Ten Scenes from Life in Calculated Publics // Science, Technology & Human Values. - 2016. - V. 41. - № 1. P. 77–92. DOI: https://doi.org/10.1177/0162243915589635
8. Epstein R., Robertson R.E. The Search Engine Manipulation Effect (SEME) and its Possible Impact on the Outcomes of Elections // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. - 2015. - V. 112. - № 33. - P. E4512–E4521. DOI: https://doi.org/10.1073/pnas.1419828112.
9. Lynch C. Big Data: How Do Your Data Grow? // Nature. - 2008. - V. 455. - № 7209. - P. 28–29. DOI: https://doi.org/10.1038/455028a
10. Sunstein C.R. Echo Chambers. /Princeton: Princeton University Press, 2001. Digital Book. 8 p.
11. Zuboff S. The Age of Surveillance Capitalism: The Fight for a Human Future at the New Frontier of Power. - 1st ed. - New York: Public Affairs, 2019. - 704 p.



