ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ 
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РИСКАМИ 
НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрены вопросы формирования орфографических навыков у младших школьников 
с рисками нарушения письма. На основе анализа результатов логопедического обследования обучающихся первого класса выделена группа детей с рисками нарушения письма. Выявлено, что к концу обучения в первом классе наименее сформированным у младших школьников, относящихся к группе риска нарушений письма, был навык работы с орфограммами. Определение ключевых дефицитов в становлении навыков письма позволило разработать и реализовать коррекционно-развивающую программу, направленную на формирование орфографических навыков у обучающихся второго класса. Описаны этапы реализации программы, тематическое планирование и условия проведения коррекционно-развивающих занятий, представлены технология и приемы решения орфографических задач. Результативность работы по формированию орфографических навыков у младших школьников с рисками нарушения письма подтверждена данными контрольного эксперимента.

Ключевые слова:
нарушение письма, дисграфия, дизорфография, орфографические навыки, орфографическая «зоркость»
Список литературы

1. Баряева Л.Б. Диагностика и коррекция нарушений двигательной сферы у дошкольников 
со стертой дизартрией [Текст] / Л.Б. Баряева, Л.В. Лопатина, И.А. Филатова. – М.: УМЦ «Добрый мир», 2021. – 118 с. EDN: https://elibrary.ru/NNLZZR

2. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда [Текст] / О. Б. Иншакова // М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2025. – 279 с. – ISBN 978-5-907433-68-7.

3. Киселева Н.Ю. Результаты проведения экспериментальной работы по выявлению трудностей чтения у взрослых [Текст] / Н.Ю. Кисилева [и др.] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2024. – № 6. – С. 27-36. – DOIhttps://doi.org/10.47639/2074-4986_2024_6_27. EDN: https://elibrary.ru/MBXOQQ

4. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст]: учебное пособие / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Academia, 2015. – 664 c.

5. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников [Текст] / под ред. Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. – М.: Сфера, 2008. – 125 с.

6. Прищепова И.В. Логопедическая работа по формированию предпосылок усвоения орфографических навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи [Текст]: монография / И.В. Прищепова. – М.: Издательство Юрайт, 2024. – 201 с. EDN: https://elibrary.ru/YBQXNU

7. Савинова З.А. Виды работ по формированию орфографической зоркости [Текст] / 
З.А. Савинова // Начальная школа. – 1996. – № 1. – С. 47-49.

8. Тоцкий П.С. Орфография без правил [Текст] П.С. Тоцкий. – М.: Просвещение, 1991.144 с.

9. Ушакова Е.В. Скрининг-диагностика речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Е.В. Ушакова, Е.А. Мамаева // Школьный логопед. – 2023. – № 3 (87). – С. 4-8. – DOIhttps://doi.org/10.52252/26867222_2023_3_4. EDN: https://elibrary.ru/VMBMQK

10. Филатова И.А. Технологии диагностики и коррекции нарушений письма у школьников 
с дизартрией [Текст]: учебное пособие / И.А. Филатова. – М.: Парадигма, 2024. – 142 с. EDN: https://elibrary.ru/FIECWO

Войти или Создать
* Забыли пароль?