Статья посвящена вопросу внешней помощи приемным семьям. При нахождении в сиротском учрежде- нии ребенок, нуждающийся в помощи, попадает в целевую аудиторию деятельности благотворительных фондов и иных организаций. Сиротские учреждения хорошо информированы. Существует налаженная система взаимодействия сиротских учреждений с органами опеки и благотворительными организаци- ями. Иерархичность системы призрения детей-сирот позволяет, при наличии инициативы со стороны педагогических и руководящих работников, справляться с проблемами, сопутствующими педагогическо- му процессу при воспитании ребенка, имеющего статус сироты, пребывающего в учреждении. Однако могут возникнуть проблемные точки при привлечении помощи извне: все более жесткими оказываются требования к тем людям, которые готовы быть волонтерами и заниматься с детьми. При попадании в приемную семью статус ребенка меняется, и приемные родители вынуждены самостоятельно решать возникающие трудные вопросы, касающиеся здоровья, образования, дополнительного образования, бы- товых нужд, физической, психологической помощи и социокультурной адаптации ребенка. В кровной се- мье ребенок проходит этапы подготовки к самостоятельной жизни постепенно. Приемные же родите- ли вынуждены заниматься воспитанием ребенка, который уже имеет социальный опыт, причем часто негативный. В общественном сознании вопрос помощи разного рода такому ребенку уже не стоит так остро: есть человек, который принял на себя полномочия заботы о несовершеннолетнем – его приемный родитель (приемные родители). Необходимо информирование приемных родителей о том, какие фонды ведут работу с детьми-сиротами, какова целевая аудитория деятельности фонда, а также каким об- разом это может помочь в подготовке приемного ребенка к будущей жизни. В статье рассмотрены воз- можности обращения в различные фонды по поводу решения некоторых проблем, а также положитель- ный для педагогического процесса эффект получения внешней помощи. Кроме того, в статье дан пример деятельности Центра приемных семей «Умиление» в поселке Вырица Ленинградской области, который является уникальным содружеством приемных семей, ведущих деятельность по воспитанию приемных детей, их подготовки к будущей жизни посредством сопровождения.
приемные семьи, сироты, дети-сироты, социокультурная адаптация
1. Алексеева Э.Р. Анализ семейных форм социального родительства в современной России. // Вестник Башкирского ун-та. Т. 13. 2008. № 3. С. 644-647.
2. Байер Е. Приёмная семья для детей-сирот - приоритетная задача государственной поддержки детства // Народное образование. 2009. № 1. С. 85-89.
3. Божович Л.И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности. М.: Академия педагогических и социальных наук, 1995. 350 с.
4. Боулби Дж. Привязанность. М.: Гардарики, 2003. 462 с.
5. Боуэн М. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопросы психологии. 1992. № 3/4. С. 24-33.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Просвещение, 1991. 480 с.
7. Гатальский В.Д. Культурно-образовательное пространство как социально-педагогическая система // Педагогика. 2012. № 6. С. 25-29.
8. Германова Е.А. Духовно-нравственное развитие учащихся требует педагогического внимания // Воспитание школьников. 2013. № 7. С. 24-28.
9. Гоголева В.В. Опека над несовершеннолетними: понятие и сущность // Право и государство. 2008. № 1. С. 40-44.
10. Иванова Н.П., О.В. Заводилкина Дети в приемной семье: советы начинающим родителям. М.: Дом, 2003. 60 с.
11. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков: кн. для учителя. 3-е изд., доп. М.: Изд. центр «Академия», 1999. 304 с.
12. Кирилловых А.А. Опека и попечительство под охраной закона // Законодательство и экономика. 2008. № 9. С. 45-50.
13. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М., 2002.
14. Корчак Я. Как любить ребенка: книга о воспитании. М.: Изд-во полит. лит., 1990. 496 с.
15. Красницкая В.С. Вы решили усыновить ребенка. М.: Дрофа, 2001. 288 с.
16. Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Очерки понимающей педагогики. М.: Народное образование, 2003. 450 с. С. 66-67.
17. Леонтьев Д.А. Симбиоз и адаптация или автономия и трансценденция: выбор личности в непредсказуемом мире // Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества / Под ред. Е.И.Яцуты. Кемерово: ИПК «Графика», 2002. С. 3-34.
18. Лузина Л.М. Человек в проблемном поле воспитания: Монография. Псков: Издательство ПГПУ, 2008. 298 с.
19. Маслоу А. Мотивация и личность/ Пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина. СПб.: Питер, 2003. 351 с.
20. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в домах ребёнка: пер. с итал.. М., 1920. 209 с.
21. Нечаева А.М. Охрана детей-сирот в России. История и современность. М.: Дом, 1994. 189 с.
22. Опека и попечительство: понятие и виды, задачи государства, принципы государственного регулирования: органы опеки и попечительства, обязанности попечителей, правовой режим имущества подопечных. М.: Профиздат, 2008. 96 с.
23. Осадчая Г.И. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях; под ред. В.И. Жукова. М.: Изд-во Рос. гос. социального ун-та, 2009. 450 с.
24. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М.: Генезис, 2006. 368 с.
25. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребёнка. М.: Академический проект, 2006. 480 с.
26. Свириденко А.Г. Социально-педагогические условия эффективного устройства в семью детей-сирот: Дис. …канд. пед. наук: 13.00.01. Красноярск: Изд-во Красн. гос. пед. ун-та, 2005. 221 с.
27. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. 2000. № 3. С. 3-13.