Краснодар, Краснодарский край, Россия
В статье рассматриваются вопросы, связанные с обучением детей-аутистов в рамках инклюзивного образования. Проанализированы принципы и цели такого типа образования на основе официальных документов: ратифицированной Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов ООН и Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Описаны характерные особенности детей с аутистическим синдромом, и трудности, возникающие при их обучении. Даны психолого-педагогические рекомендации для работников образования, работающих с детьми-аутистами.
права инвалидов, инклюзивное образование, дети с аутистическим синдромом, нарушения коммуникативной сферы, преодоление трудностей в общении, психолого-педагогическое сопровождение детей-аутистов при обучении, варианты образования детей-аутистов, обозначенные в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Окончание. Начало – № 6, 2015.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ-АУТИСТАМИ
В работе с аутичными детьми следует проявлять осторожность, так как даже использование некоторых наглядных пособий, технических средств, игрушек способно вызвать у них неожиданную эмоциональную реакцию. Яркие цвета, громкие звуки для психики аутичного ребенка могут оказаться слишком сильными раздражителями.
При организации педагогической помощи таким школьникам необходимо опираться на знание особенностей их развития, глубокое индивидуальное изучение ребенка-аутиста. Педагог должен помнить, что эти дети — особенные, нуждающиеся в постоянной поддержке, заинтересованном участии и одобрении, непрерывной работе с ними по социализации.
Психологическая и логопедическая помощь таким детям должна системно оказываться в образовательной организации. Индивидуальный образовательный маршрут для аутичного ребенка подбирает психолого-медико-педагогическая комиссия в зависимости от его познавательных возможностей. Часто такой ребенок вынужден обучаться на дому, то есть обучение приобретает индивидуальную форму, которая не отвечает потребностям ребенка с аутизмом, так как ограничение контактов со сверстниками приводит к закреплению вторичных отклонений, еще больше способствуя аутизации. Даже в случаях выраженного аутизма, сложной структуры дефекта у ребенка он к школьному возрасту нуждается для своего развития в дозированных, но регулярных выходах из дома в более сложно организованную социальную среду.
1. Башина В.М. Ранний детский аутизм // Исцеление: альманах. Вып. 1. - М., 1993.
2. Башина В.М. Ранняя детская шизофрения (статика и динамика). - М.: Медицина, 1989.
3. Башина В.М. Организация специализированной помощи при раннем детском аутизме: методические рекомендации / В.М. Башина, И.А. Козлова, В.С. Ястребов [и др.]. - М.: Минздрав СССР, 1989.
4. Башина В.М., Симашкова Н.В. К особенностям коррекции речевых расстройств у больных с ранним детским аутизмом // Исцеление: альманах. Вып. 1. - М., 1993.
5. Блейлер Е.Л. Аутистическое мышление / пер. с нем. - Одесса, 1927.
6. Веденина М.Ю. Терапевтическая роль игры в формировании механизмов экспансии у аутичного ребенка // Дефектология. 1969. № 1.
7. Вроно М.Ш. О раннем детском аутизме (синдром Каннера) // Педиатрия. 1976. №7.
8. Вроно М.Ш. Шизофрения у детей и подростков (особенности клиники и течения). - М.: Медицина, 1971.
9. Вроно М.Ш., Башина В.М. К проблеме адаптации больных с синдромом раннего детского аутизма // Журнал невропатологии и психиатрии. 1987. № 10.
10. Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. - СПб.: ИСПиП, 1998.
11. Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс] / Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 61/106 от 13.12.2006. - URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения: 08.12.2015).
12. Лебединская К.С. Нарушения эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема: дис. … д-ра психол. наук. - М.: НИИ дефектологии РАО, 1992.
13. Лебединская К.С. Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм / К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская [и др.]. - М.: Просвещение, 1989.
14. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. - М.: Просвещение, 1991.
15. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М.: Изд-во МГУ, 1980.
16. Лебединский В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский, О.С. Никольская [и др.]. - М.: МГУ, 1990.
17. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М.: Педагогика, 1989.
18. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / Утвержден Приказом Минобнауки РФ № 1598 от 19.12.2014. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_175495/ (дата обращения: 08.12.2015).