В статье рассматриваются базовые характеристики персонала, необходимые для работы в качестве консультантов по организации коммуникативных процессов.
консультант; консалтинг; коммуникационный консалтинг; коммуникационный менеджмент; консультирование; гудвилл.
Сущность и задачи консультирования
Консультирование является особым видом помощи, оказываемой посредством взаимодействия консультанта с клиентом. Консультирование — это процесс, в ходе которого консультант, представляющий себя или фирму, помогает клиенту (физическому лицу или представляющему юридическое лицо) решить ту или иную проблему, с которой он не может справиться без посторонней помощи. Помощь может оказываться в виде предоставления информации, в которой нуждается клиент, проведения ее анализа и предложения рекомендаций, а в необходимых и взаимно согласованных случаях — содействие клиенту во внедрении результатов, достигнутых в процессе консультации, в практику.
К консультантам чаще всего обращаются с целью выявить (уточнить) проблему и получить рекомендации по ее решению. В таких случаях консультант часто сталкивается с ситуацией, когда проблемы, которые обозначил клиент, являются лишь вершиной айсберга, а в подводной части «прячутся» более глубокие проблемы и значительно более сложные ситуации.
Более сложной является позиция консультанта, когда клиент не просит участвовать консультанта в решении проблемы и не возлагает на него все функции анализа ситуации. В так называемом процессуальном консультировании за результаты предпринимаемых действий целиком отвечает клиент, консультант лишь решает задачу расширения возможности клиента во всестороннем анализе (диагностике) проблемы.
В практике консультирования нередко встречаются случаи, когда клиент сам является неплохим специалистом, который в состоянии правильно провести диагностику ситуации, разъяснить консультанту сущность проблемы, а также определить возможности консультанта. В этом случае на начальной стадии консультационного процесса клиент берет на себя функции ведущего. Консультант в такой модели консультирования предоставляет клиенту более обобщенные знания, выводы, которые клиент использует для завершения своего анализа ситуации и выявления проблем.
Профессия консультанта требует определенных знаний навыков и умений — компетентностного подхода, позволяющего специалисту «…оказывать непосредственную помощь людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций. Они даются клиентам в ходе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, которую необходимо разрешить» [7, с. 126 ].
В наиболее общем виде задачи консультирования сводятся к следующему.
- Уточнение проблем, которые появились у клиента в сфере политической деятельности или во взаимодействии с политической сферой общества.
- Обсуждение с клиентом сути возникшей проблемы, вычленение наиболее фундаментальных и ключевых проблем.
- Проведение диагностики ситуации, разделение сфер деятельности по разрешению ситуации между клиентом и консультативной фирмой.
- Формулирование советов и рекомендаций.
- Оказание текущей помощи клиенту в ходе разрешения проблемной ситуации.
- Передача клиенту в просветительских целях пакета типичных и наиболее часто возникающих проблемных ситуаций и способов их разрешения или же передача элементарных полезных знаний в сфере политической деятельности.
Клиент может сформулировать заказ в виде конечного результата, а консультант должен разбить проблему на части.
Конечным результатом может стать один из следующих предложенных вариантов:
- полное решение проблемы, при повторном возникновении которой клиент может решить ее самостоятельно;
- частичное решение проблемы, нерешенные задачи постепенно решает клиент сам;
- проблема остается, делается заключение о невозможности ее решения на данном этапе, вырабатываются механизмы управления ситуацией;
- осознание того, что проблема взращена искусственно, ее на самом деле нет, а также необходимости постепенного изменения восприятия и дополнительного обучения.
1. Кинг Т. Кандидаты как специалисты по фонд-райзингу: Справочник по политическому консультированию / Под ред. проф. Дэвида Д. Перлматтера; пер. с англ. - М.: Консалтинговая группа «Имидж-Контакт»; ИНФРА-М, 2002.
2. Консультирование в управлении человеческими ресурсами / Под ред. Н.И. Шаталовой. - М.: ИНФРА-М, 2010.
3. Ольшевский А.С. Антикризисный PR и консалтинг. - СПб.: Питер, 2003.
4. Справочник по политическому консультированию. - М.: Консалтинговая группа «Имидж-контакт»; ИНФРА-М, 2002.
5. Шарков Ф.И. Консалтинг в связях с общественностью. - М.: Экзамен, 2005.
6. Шарков Ф.И. Коммуникология: коммуникационный консалтинг. - М.: Дашков и Ко, 2013.
7. Шарков Ф.И. Современные маркетинговые коммуникации: Словарь-справочник. - М.: Альфа-Пресс, 2006.