Россия
Предлагается и обсуждается подход к разработке международных индикаторов образования для устойчивого развития, который мог бы повысить сопоставимость результатов глобального мониторинга по этому новому направлению образования. Задача сопоставимости результатов национальных систем мониторинга в этой области требует согласований на глобальном уровне ряда его показателей. Однако если одни показатели понимаются однозначно, другие — далеки от глобальной сопоставимости. Нет универсальных формулировок общенаучных категорий устойчивого развития, неясно, какие навыки в области устойчивого развития одинаково важны для людей всего мира. Достижение консенсуса по этим вопросам затрудняется различиями в куррикулумах разных стран и национальных культурных контекстах. Обсуждается целесообразность использования универсальных гибких модулей мониторинга, которые могут использоваться по-разному в разных странах. Авторы обосновывают целесообразность разработки подхода к мониторингу «снизу вверх» — путем определения специфических для разных стран (их групп) опорных культурных концептов, отражающих идеи устойчивого развития. Это даст возможность создать глобальное смысловое поле идей устойчивого развития во всем разнообразии метафорических форм их представления. В предмет глобального мониторинга предлагается включить и динамику житейских понятий в процессе понимания, конкретизации и осмысления научных идей устойчивого развития.
образование для устойчивого развития, глобальный мониторинг, сопоставимость национальных результатов.
1. Гнеушева Т.А. Закономерности развития экологических представлений у младших школьников [Текст] / Т.А. Гнеушева // Развивающее экологическое образование в условиях внедрения ФГОС / под ред. Е.Н. Дзятковской. - М.: Образование и экология, 2013. - С. 54-58.
2. Дзятковская Е.Н. Образование для устойчивого развития в школе. Культурный концепт. «Зеленые аксиомы». Транспредметность: монография [Текст] / Е.Н. Дзятковская. - М.: Образование и экология, 2015. - 328 с.
3. Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н. Культурологический подход к общему экологическому образованию [Текст] / Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный // Педагогика. - 2009. - № 9. - С. 35-43.
4. Иванова Е.В. Экологическое сознание и эколингвистика [Текст] / Е.В. Иванова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. - № 7. - C. 248-258.
5. Рубцов В.В. Психологическое исследование генеза и развития житейских понятий в условиях учебного диалога [Текст] / В.В. Рубцов, А.А. Марголис, М.В. Телегин // Психологическая наука и образование. - 2007. - № 2. - С. 61-72.
6. Стернин И.А. Методика исследования концепта [Текст] / И.А. Стернин // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. - Воронеж, 2001. С. 58-62.
7. Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития. ООН. Экономический и социальный совет [Электронный ресурс] // CEP/ AC.13/2005/3/Rev.1.23. 2005. - 22 р.
8. Трубицына Л.В. Культурный концепт как средство оценивания результатов экологического образования [Текст] / Л.В. Трубицына // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. - 2014. - № 3. - С. 34-38.
9. Щепановская Е.М. Мифологические архетипы народа как ядро понимания ментальности нации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.astrolingua.spb.ru/PHILOS/arch%20mental.h
10. Aichi-Nagoya Declaration on Education for Sustainable Development [Электронный ресурс]. - URL: http://www.unesco.org/new/fileadmin/MULTIMEDIA/HQ/ERI/pdf/Aichi-Nagoya_Declaration_EN.pdf
11. Dzyatkovskaya, E.N. The Results of the Decade of ESD in Russia and our Perspectives [Текст] / E.N. Dzyatkovskaya // Восточное партнерство - 2013. - Перемышль, 2013. - С. 78-82.
12. Education for All. 2000-2015: Achievements and Challenges. UNESCO, 2015. The United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization [Text]. - France, 7, Place de Fontenoy, 75352 Paris 07 SP, 2015. - 517 p.
13. Instruction Manual for Completing the Catalogue of Learning Assessments. Survey 2014. Observatory of Learning Outcomes. UNESCO Institute for Statistic [Electronic resource]. - URL: UIS/OLOM/CLOM/2014. Montreal, September 2014. - 29 p.
14. Towards Indicators for a Post 2015 Education Framework. Post-2015 Education Indicators Technical Advisory Group of the EFA Steering Committee [Text]. - UNESCO Institute for Statistics P.O. Box 6128, Succursale Centre-Ville Montreal, Quebec H3C 3J7 Canada, 2014. - 36 р.
15. UNESCO Roadmap for Implementing the Global Action Programme on Education for Sustainable Development [Text] // United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, 7, place de Fontenoy, 75352 Paris 07 SP, France, 2014. - 37 p.
16. UOE data collection on formal education. Manual on concepts, definitions and classifications [Text]. - Montreal, Paris, Luxembourg, 2014. - 70 p.
17. World Development Indicators - 2015. International Bank for Reconstruction and Development [Text]. - The World Bank, 1818 H Street NW, Washington DC 20433, 2015. - 171 p.