СТАНОВЛЕНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ, КАК ОСНОВЫ МИРОПОНИМАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ИСТОРИЯ»)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Обоснована актуальность становления у обучающихся ценностно-смысловой компетенции в процессе изучения истории. Установлена необходимость формирования у студентов четкого понимания роли и места исторических знаний в процессе становления целостного миропонимания. В результате исследования выявлены педагогические условия становления ценностно-смысловой компетенции в процессе обучения истории. Представлены технологии ее формирования.

Ключевые слова:
компетенция, ценностно-смысловая компетенция, история, миропонимание, деловая игра.
Текст

На сегодняшний день развитие российской системы образования непосредственно связано с Болонским процессом, что обусловило популярность следующих педагогических идей:

  • демократизация;
  • гуманитаризация и гуманизация;
  • компетентностный подход;
  • дифференциация и интеграция содержания образования.

Все они направлены на формирование новой парадигмы образования, провозглашающей основной принцип «образование через всю жизнь». Данный принцип является исходным для процесса образования в России, основой и результатом которого является «формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения» [5, с. 99] и формирование и совершенствование компетенций, т.е. формирование компетентности. Названные принципы обусловливают необходимость формирования у студентов — будущих учителей ценностно-смысловой компетенции как основного элемента в структуре целостного миропонимания.

Под ценностно-смысловой компетенцией мы понимаем компетенцию, связанную со способностью:

  • видеть, понимать мир (окружающую действительность), принимать научные знания как ценности;
  • переводить знания на язык смыслов и технологий;
  • уметь адаптироваться в современном мире, выбирать ценностные, целевые и смысловые установки для своих действий, самостоятельно выявлять противоречия и принимать решения.
Список литературы

1. Алиева Л.В., Филиппова Т.В. Организация изучения темы «Массовая и элитарная культура современной России» и ее роль в становлении миропонимания учащихся // Преподавание истории в школе. - 2012. - № 7. - С. 48-54.

2. Алиева Л.В., Филиппова Т.В. Организация интегрированного занятия на тему «Первая мировая война» в вузе // Метаморфозы истории. - 2013. - Выпуск 4. - С. 427-437.

3. Алиева Л.В., Филиппова Т.В. Оценка становления миропонимания учащихся с точки зрения компетентностного подхода // Вестник Псковского государственного университета. - 2014. - Вып. 5. - С. 353-359. - (Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки).

4. Архипова О.В. Гуманитарное образование и гуманитарная педагогика: природа, специфика, цели // Общество. Среда. Развитие. -2011. -№ 2 (19). - С. 192 - 199.

5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Проект // Директор школы. - 2001. - № 1. - С. 97-105.

6. Пустовалова И.В. Философско-антропологический анализ категории «миропонимание» // Социосфера. - 2011. - №1. - C. 11-17.

7. Филиппова Т.В. Основные методологические подходы к исследованию педагогических условий процесса становления миропонимания учащихся средствами гуманитарного знания // Almamater (Вестник высшей школы). - 2014. - № 9. - С. 86-90.

Войти или Создать
* Забыли пароль?