Особенности адаптации молодых специалистов, выпускников образовательных учреждений МВД России к профессиональной деятельности
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье анализируется проблема адаптации выпускников высших учебных заведений системы МВД России в отношении всех видов готовности к специальным условиям служебной деятельности. Рассматриваются вопросы содержания адаптации, ее субъективные и объективные факторы, а также критерии адаптированности, на основании которых можно судить о скорости и качестве выполнения служебных обязанностей, легкости ориентировки в решении служебных задач и мере комфорта в служебных коллективах молодых сотрудников, входящих в профессию. В статье анализируются причины затрудненной адаптации, и даются рекомендации по оптимизации процесса вхождения в профессию выпускников ведомственных вузов МВД. Особое внимание уделено профессиональному самоопределению как фактору успешной адаптации.

Ключевые слова:
адаптация, профессиональная компетентность, готовность, мотивационная сфера, оптимизация, критерии адаптированности.
Текст

Социологическая трактовка процесса адаптации личности включает в себя приобщение к определенной деятельности, а также к среде, в которой эта деятельность протекает. В становлении специалистов органов внутренних дел процесс адаптации ОВД имеет особое значение.

В первую очередь в ходе адаптации важно, чтобы сформировались верные ориентиры специалиста в избранной им сфере; кроме того, в процессе адаптации происходит становление профессионала в новой деятельности. Так адаптация - это и социально-психологическая, и педагогическая проблема. Ее решение осуществляется, в том числе, и руководством подразделения. Роль руководителя в адаптации молодого специалиста в правоохранительной системе обретает особое место в связи с особенностями делового стиля общения. А именно, принцип единоначалия, отношения субординации, жесткие дисциплинарные правила поведения, сложившиеся в системе традиции, особый психологический статус, требующий от личности молодого специалиста уравновешенного поведения, взвешенных решений, выдержки и самообладания.

Первые годы работы в подразделении ОВД характеризуются фактическим приобщением к профессии. Это время формирования сознательного отношения к работе, превращение ее в важнейшую ценность человеческого существования. Ценностные ориентации личности, сформированные в первые годы адаптации, остаются стабильными на протяжении всего трудового пути.

Процесс адаптации выпускников зачастую протекает стихийно, и руководству коллектива подразделений ОВД не следует оставлять его без внимания. Успешность протекания этого процесса зависит от скорости и способов преодоления специалистами трудностей в профессиональной деятельности.

Современный подход к формированию кадрового аппарата органов внутренних дел, комплектование его квалифицированными специалистами, пригодными к правоохранительной деятельности по своим индивидуально-психологическим качествам, требуют объективной оценки и научно обоснованного распределения имеющегося кадрового ресурса.

В отечественной психологии традиционное понимание профессионального самоопределения связано с осознанием своих возможностей в успешном освоении профессии и общественной значимости мотива своего профессионального выбора.

Исследователь Т.В. Кудрявцев [4] указывает на то, что самоопределение есть «длительный, многоплановый и весьма подвижный процесс, профессиональное становление личности проходит в своем развитии четыре основные стадии: формирование профессиональных намерений, профессиональное обучение, профессиональная адаптация и частичная или полная реализация личности в профессиональном труде».

Т.В. Кудрявцев выделяет этапы профессионального самоопределения.

 

  1. Ознакомительный. Этап формирования и окончательного выбора профессии выпускниками школы. В это время выпускник ищет профессию, которая лучше других оправдает ожидания и удовлетворит его нужды, что в значительной мере определяются уровнем развития мотивационной сферы. С этой целью выпускник анализирует свои возможности, сопоставляя их с профессиональными качествами, формируется самооценка собственной профессиональной пригодности.
  2. Подготовительный. Это время развития адекватных представлений о профессии, формирования операционной базы профессионального самоопределения. Происходит осознание необходимости овладения набором знаний умений и навыков, требующихся для освоения профессии.
  3. Основной. Формирование отношения к себе как к субъекту учебно-профессиональной деятельности. В это время происходит трансформация индивидуальных эталонов профессионалов, как показателей изменений критериев отношения личности к себе как к субъекту профессиональной деятельности.
  4. Активное развитие операциональной подструктуры, формирование готовности личности к конкретной профессиональной деятельности, как теперь называют профессиональной компетентности как готовности к вхождению в трудовой коллектив, в систему профессиональных и производственных отношений.

 

В результате ранних научных исследований в этой области, выполненных коллективами образовательных учреждений МВД России по заказу ДКО, были сделаны соответствующие выводы и разработаны рекомендации по обучению курсантов и слушателей ведомственных образовательных учреждений с учетом их профессионально важных личностных качеств.

Органов внутренних дел всегда имели высокую социальную значимость. Их профессиональная деятельность предъявляла повышенные требования к сотрудникам и их психологическим качествам. Макросоциальные изменения, произошедшие за последние десятилетия в стране, определяют направление ужесточения к уровню профессиональной компетентности выпускников, развитию психологической готовности к службе в органах внутренних дел. Повышение эффективности учебного и воспитательного процесов - одно из главных условий формирования высокопрофессионального кадрового состава ОВД, способного эффективно решать оперативно-служебные задачи. Анализ и учет причин, влияющих на закрепление на службе выпускников образовательных учреждений МВД России, должны помогать решать проблему улучшения качества подготовки специалистов для ОВД. Увольнение со службы, особенно молодых специалистов, потери кадров разрушают преемственность профессиональных знаний и опыта, оказывают негативное влияние на функционирование министерства и его структур.

Изучение проблемы текучести кадров в ОВД показало, что существует четыре группы факторов, которые оказывают существенное влияние на закрепление на службе взаимосвязанный и взаимопроникающий характер:

 

  • социально-экономические;
  • социально-психологические;
  • индивидуально-психологические;
  • организационно-кадровые.

 

Ученые считают, что основными социально-психоло¬гическими факторами, опрелеляющими текучесть кадров в ОВД, являются:

 

  • состояние служебной дисциплины в подразделении;
  • морально-психологический климат в коллективах;
  • профессионально-психологическая пригодность сослуживцев;
  • мотивационная определенность сотрудников к службе в органах внутренних дел.

 

Данные аналитических обзоров ДГСК МВД России и исследовательских центров дают основания связывать уровень текучести кадров в подразделениях и перечисленные показатели.

Нужно отметить недостаточность исследования на сегодняшний день проблеы профессиональной адаптации выпускников вузов МВД России. Значительная часть выпускников образовательных учреждений МВД России в течение первых лет службы увольняется из ОВД по различным причинам. Это определяет актуальность изучения социально-психологических аспектов закрепления их на службе в ОВД.

Проблема адаптации выпускников к служебной деятельности требует детального анализа и изучения, как в теоретическом, так и в практическом плане.

Различают адаптацию:

 

  • физиологическую (изменение состояния при изменении условий физической среды);
  • социально-психологическую (наблюдается при изменении условий социальной среды, при включении в новую группу);
  • профессиональную (при включении в новые виды деятельности) [5].

 

Служебная адаптация является сложным, динамическим и противоречивым процессом вхождения человека в систему производственных и социальных отношений. Это приспособление к содержанию труда, его условиям, к новому социальному окружению.

Профессиональная адаптация в системе МВД, подразумевает активное приспособление к профессиональным и социально-психологическим требованиям, требованиям и традициям коллектива. В оптимальные сроки существляется освоение новым сотрудником профессиональных навыков и умений, развитие и укрепление отношений сотрудничества в коллективе, активное его включение в творческую деятельность, повышение уровня знаний по специальности, рост удовлетворенности трудом.

Профессиональная адаптация выпускников образовательного учреждения МВД включает в себя:

 

  • осознание целей и мотивов служебной деятельности [8];
  • желание овладевать профессиональными знаниями, навыками и умениями;
  • выработку профессионально значимых качеств;
  • усвоение норм и требований профессии;
  • сближение личностных ценностных ориентаций с профессиональными ценностными ориентациями коллектива;
  • принятие для себя всех компонентов профессиональной деятель-ности: ее задач, предметов, способов, средств, результатов, условий в рам¬ках данной профессии.

 

Критерием адаптированности выпускников [5] можно считать:

 

  • профессиональную подготовленность будущих офицеров;
  • их психологическую готовность (как составляющую профессональной компетентности) к овладению профессией;
  • профессиональную направленность личности будущих офицеров.

 

Исходя из содержания выделенных критериев профессиональной адаптированности, мы определяем следующие их показатели.

Показатели адаптированности выпускников к содержанию будущей профессиональной деятельности можно определить объем знаний по общеюридическим и специальным дисциплинам, а также сформированностью (готовностью верно и эффективно применять их в служебных ситуациях) профессионально-важных умений, навыков и качеств личности.

Показателем адаптированности выпускников к условиям будущей службы являются следующие характеристики:

 

  • уровень представлений о содержании и условиях будущей службы;
  • интеллектуальная готовность к преодолению трудностей в процессе будущей профессиональной деятельности;
  • уровень адаптивных способностей и нервно-психической устойчивости.

 

Показателями адаптированности выпускников к нормам и ценностным ориентациям будущей службы можно отнести: сформированность представлений о нормах и ценностных ориентациях профессии офицера ОВД личное субъективное отношение к профессии офицера ОВД; стремление служить в ОВД; этическое содержание мотивационной составляющей, готовность руководствоваться нормами, принятие ценностных ориентации профессии офицера ОВД.

Существует ряд фактов, по которым можно судить о неадаптированности молодых специалистов могут быть:

 

  1. несоответствие представлений о выбранной деятельности и реальной действительности из-за несовершенства профессиональной ориентации школьников;
  2. выбор не профессии, а учебного заведения, руководствуясь непрофессиональными мотивами;
  3. недостаточный уровень развития специальных способностей;
  4. отсутствие творческой активности и низкая мотивация как следствие сложившегося отрицательного отношения к неверно избранной профессии;
  5. слабое развитие коммуникативных навыков;
  6. выбор профессии не по способностям, а по возможностям;
  7. отсутствие должного внимания и помощи молодому специалисту со стороны старших сослуживцев и руководства;
  8. низкий уровень профессиональных знаний.

 

Особенности профессиональной адаптации выпускников образовательного учреждения МВД вытекают из особенностей и специфичности их учебной и будущей профессионально-служебной деятельности в качестве офицеров ОВД.

В ходе выполнения служебных задач часто возникают ситуации с реальной опасностью для жизни и здоровья. Наряду с этим здесь действуют факторы неожиданности, внезапности, высокой вероятности возникновения непредвиденных ситуаций. Служба в ОВД характеризуется повышенными физическими и морально-психологическими нагрузками. В большинстве случаев, служебная деятельность протекает в режиме высокого морально-психологического напряжения и в условиях конфликтного общения. Эффективность профессиональной деятельности обеспечивается не только приобретением специальных знаний, навыков и умений, необходимых офицеру ОВД для успешной служебно-боевой деятельности, но и целым рядом его личностных качеств [6].

Недостатки в профессиональной подготовке выпускников образовательного учреждения МВД, недостаточная сформированность у них профессиональной направленности и психологической готовности к предстоящей службе ведут к профессиональной дезадаптации, заключающейся и снижении мотивации к службе, разочарованию в выборе профессии, увольнению из ОВД уже в первые годы службы.

Анализ проблем, испытываемых молодыми офицерами, по данным опросов показывает, что менее всего они готовы:

 

  • к низкому денежному содержанию, не отвечающему темпам инфляции;
  • нерешенности жилищно-бытовых вопросов;
  • большому психологическому напряжению в процессе профессионально-служебной деятельности;
  • отсутствию условий и времени занятий спортом, отдыха, посещения театра, кино, общения с семьей и друзьями;
  • плохой организации служебной деятельности в подразделении;
  • плохим отношениям с руководством;
  • проблемам в общении с сослуживцами.

 

Также значимы и следующие факторы:

 

  • преодоление психологического барьера, который возникающет в сознании новоиспеченного специалиста после окончания вуза, когда он приходит в новый служебный коллектив;
  • неуверенность в правильности своих профессиональных и коммуникативных действий на службе, в построении правильных отношений с сослуживцами, подчиненными, командирами;
  • невнимание и отсутствие помощи со стороны командиров;
  • неумение применить полученные в вузе теоретические знания на практике, неумение спланировать и организовать свою работу;
  • • недостаточная практика в управлении личным составом и организации службы [7].

 

Формирование служебно-профессиональной направленности (мотивационной готовности к службе) осложняется тем, что в настоящее время у многих выпускников такие духовные ценности, как активная деятельная жизнь, общественное признание, интересная работа, развитие, творчество, познание и самопознание, имеют второстепенное значение. Приоритетными жизненными ценностями сегодня являются: материальная обеспеченность, свобода, независимость в суждениях и поступках, счастливая семейная жизнь.

К сожалению, кадровые аппараты ОВД России не имеют устойчивой практики анализа служебной деятельности выпускников различных учебных заведений, не ведут постоянного контроля за эффективностью служебной деятельности молодых специалистов. Сегодня назрела необходимость введения официальной документации, отражающей адаптацию выпускников вуза в начале своей деятельности.

Послевузовская адаптация носит комплексный характер и протекает под воздействием множества причин, ее успешность зависит как от качества полученных во время обучения знаний, так и от тех условий, в которых выпускники начинают свою трудовую деятельность.

В целях совершенствования процесса адаптации молодых сотрудников в коллективах ОВД целесообразно осуществлять мероприятия организационно-педагогического, методического и психологического характера, активизировать деятельность руководителей всех уровней системы ОВД, кадровых и воспитательных аппаратов, а также практических психологов по закреплению кадров. В том числе предполагается:

I) Организовать проведение отбора кандидатов, поступающих в вузы МВД России, в несколько этапов:

  1. Профориентационная работа с выпускниками средних школ (профессиональное просвещение, консультирования рекомендательного характера, профессиональный подбор предполагаемому кандидату на обучение в вузе МВД России конкретной профессии согласно его желаниям…).
  2. Профессиональный отбор абитуриентов в вузы МВД России (основной акцент должен делаться на результаты психологического отбора с учетом высокой группы профессиональной пригодности).
  3. Проведение практических занятий по групповому психологическому тренингу, нацеленному на оптимизацию профессионального самоопределения. Проведение психологического отбор в группы профессиональной специализации не позднее четвертого семестра обучения на основе тестирования, экспертных оценок преподавателей, руководства курсов.

II) Повышение эффективности проессионального самоопределения во время обучения в вузе в рамках самой системы профессиональной подготовки.

  1. С самого начала занятий, в противоположность школе, строить преподавание на личностной заинтересованности и активном отношении курсанта к предметному материалу.
  2. Профессиональное консультирование курсантов младших курсов (внедрение программ профессионального развития, организация встреч и бесед по особенностям профессиональных специализаций с практическими работниками специальных подразделений, введение стажировок в различных службах…).
  3. Распределение выпускников должное строиться преимущественно на основе полученной ими специализации на основе конкурсного (рейтингового) принципа, где критериями могут быть учебная успеваемость, степень сформированности в ходе практик и стажировок профессионально-практических навыков, результаты проф-психологического сопровождения за период обучения.

III) Адаптация выпускников к служебной деятельности.

Для того, чтобы активизировать деятельность всех лиц, участвующих в работе с молодыми сотрудниками в период их профессиональной адаптации, рекомендуется решать вопрос о назначении наставников, учитывая их психологическую совместимость с молодыми сотрудниками, психолого-педагогическую подготовленность, умение устанавливать психологический контакт с подшефными, педагогический такт, общительность и уровень общей культуры, а также повышать психологическую и педагогическую подготовленность всех лиц, участвующих в работе с молодыми сотрудниками.

К первоочередным задачам, стоящим перед сотрудниками кадровых аппара-тов, относятся:

  • изучение сущности и содержания процесса адаптации, специфики этапов его протекания;
  • обучение кадров воспитателей молодых сотрудников конкретным спосо-бам изучения и учета психологических особенностей личности молодого сотрудника;
  • усиление подготовки всех категорий лиц, работающих с молодыми сотрудниками в период их адаптации, развитие их коммуникативных способностей как ведущего компонента педагогического мастерства;
  • расширение практики материального стимулирования наставников за ус-пешную работу по профессиональной адаптации молодых сотрудников;
  • пропаганда опыта успешной работы конкретных сотрудников.

Первостепенной задачей по снижению уровня текучести кадров выпускни-ков образовательных учреждений МВД России является разработка программы их социально-психологической адаптации к службе в ОВД. Принятие этой програм-мы позволит скоординировать в одном направлении деятельность всех субъектов этого процесса.

На завершающем этапе профессиональной адаптации необходимо создавать условия для выявления перспектив роста молодого сотрудника. Этот период является периодом профессионального саморазвития и должен сопровождаться постепенным повышением социального статуса молодых сотрудников, улучшением, по возможности, материально-бытовых условий.

Успешное прохождение процесса адаптации молодым сотрудником позволит ему перейти к этапу профессионального становления, приобрести большую само¬стоятельность, уверенно совершенствоваться в избранной профессии, приобрести заинтересованность в самом процессе работы. В конечном итоге все указанные психолого-педагогические приемы позволят закрепить молодого специалиста в рядах ОВД, снизить наметившуюся тенденцию к увеличению текучести кадров выпускников образовательных учреждений МВД России, будут способствовать дальнейшей стабилизации кадрового состава ОВД [9].

Таким образом, эффективность служебно-профессиональной деятельности выпускников образовательных учреждений МВД зависит от уровня их профессиональных знаний, служебно-профессиональной направленности и сформированности профессиональных качеств.

Эти показатели, в основном, и определяют перспективу профессиональной адаптации выпускников вузов МВД России.

Список литературы

1. Марьин М.И., Мальцева Т.В., Петров В.Е., Сафронов А.Д. Психологическая подготовка сотрудников полиции к профессиональной деятельности [Текст]: учебно-методическое пособие. - Руза: Московский областной филиал Московского университета МВД России, 2014.

2. Методика проведения воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел [Текст]: под ред. В.М. Бурыкина, В.М. Шамарова. М., 2002. - С.13-20.

3. Подготовка выпускников образовательных учреждений МВД России к службе в органах внутренних дел [Текст]: Сборник аналитических и методических материалов. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003.

4. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии, 1982, № 10. - С. 51-58. / URL: http://www.voppsy.ru/issues/1983/832/832051.htm

5. Резепин А.В. Психолого-педагогические аспекты воспитательной работы руководителей учебно-строевых подразделений вуза МВД России [Текст]: Методическое пособие. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003.

6. Реуцкая И.Е. Психологическое консультирование руководителей органов внутренних дел при затруднениях в профессиональном росте личности [Текст]: монография И.Е. Реуцкая. - М.: Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России, 2007.- М., 2007.

7. Савушкин Л.М. Подготовка выпускников образовательных учреждений МВД России к службе в органах внутренних дел [Текст]. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003.

8. Смирнова Л.Я. О некоторых основаниях формирования духовно-нравственной культуры личности курсантов вузов системы МВД России [Текст] // Роль гуманитарных дисциплин в формировании общих и профессиональных компетенций сотрудника органов внутренних дел: материалы научно-практических семинаров и круглых столов (2011-2012 гг.) - Руза: МОФ МосУ МВД России, 2013. - С. 110-113.

9. Состояние работы с кадрами в органах внутренних дел РФ [Текст]: Сборник аналитических и информационных материалов. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.


Войти или Создать
* Забыли пароль?