Статья посвящена модернизации учебного процесса студентов на занятиях по физической культуре и физическому воспитанию. Автор приводит яркие примеры, доказывающие, что применение на уроках физической культуры знаний элементов спортивного и спортивно-оздоровительного туризма может заинтересовать студентов и в значительной мере повысить их активность. Практика показала, что занятия по спортивно-оздоровительному туризму могут проводиться как в спортивных залах, так и в загородной зоне. Однако наиболее эффективно, эмоционально и увлечённо они проходят загородом. Туристские мероприятия успешно реализуются как в виде туристского слёта, в котором может участвовать большое количество неподготовленных студентов-новичков (более 500 человек), так и в виде отдельных занятий одной учебной группы (15–20 человек). Если учесть, что спортивно-оздоровительный туризм многогранен, то и студенту, и любому грамотному культурному человеку знания, полученные на уроках туризма, могут быть необходимы в самостоятельной жизни. Помимо развития физических возможностей, спортивный туризм и ориентирование, как элемент туризма, способствуют познанию окружающей природы, экологическому воспитанию, расширению общего кругозора, изучению родного края, формированию здорового образа жизни и при необходимости помогают выживать в любых экстремальных ситуациях. Все виды воспитания в туризме реализуются комплексно в естественных условиях, без акцентирования внимания туристов на воспитательных задачах спортивно-оздоровительного туризма. В рамках празднования 120-летия спортивного туризма в России и по инициативе С.М. Миронова состоялась научно-практическая конференция с участием туристской общественности и молодёжи, цель которой – наметить пути возрождения массового спортивного туризма.
спортивный туризм, физическая культура, учебный процесс, учебные занятия, массовый туризм
1. Абуков А.Х. Туризм сегодня и завтра. - М.: Профиздат, 1978.
2. Гонопольский В.И. Туризм в комплексе ГТО. Начальное обучение туриста. - Минск: Беларусь, 1981.
3. Матыцин. О.В. Студенческий спорт в России: проблемы и цели развития // Перспективы развития современного студенческого спорта: на пути к Универсиаде-2013 в Казани» (7-8 ноября 2012): материалы Всероссийской научно-практ. конференции. - Казань: Поволжская ГАФКСиТ, 2012. - С. 6-10.
4. Мутко В.Г. Туризм и спорт: коллективная монография. - СПб., 2009. - С. 187-216.
5. Рекиш Е.М. Я открыла для себя много нового // Газета «Стиль». СПГУТД, 24.04.2013.
6. Рубис Л.Г., Тарасеня Т.Ю., Шеманаев В.К. Спортивно-оздоровительный туризм в воспитании молодёжи: монография. - СПб., 20104.
7. Рубис Л.Г. Спортивный туризм: учебник. - СПб.: ФГБОУВПО «СПГУТД», 2015.
8. Рубис Л.Г. Студенческий туризм на современном этапе эволюции общества // Традиции и инновации в организации работы с молодёжью: материалы Международной конф. - СПб.: ФГБОУВПО «СПГУТД», 2015. - С. 315-318.
9. Рубис Л.Г. О работе съезда Федерации спортивного туризма России // Актуальные проблемы развития физической культуры: теория и практика: материалы Международной конф. - СПб.: ФГБОУВПО «СПГУТД», 2015. - С. 208-213.
10. Rubis Ludmila Опыт, проблемы и перспективы развития спортивного туризма. LAPLAMBERT Academik Publishing Deutschland / Германия ISBN: 978-3-659-55772-9 p 149, 2014. С. 55-82.
11. Смирнов А.А. Впечатления // Газета «Стиль». СПГУТД. 3.04.2014.
12. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм: учебник для студентов вузов. - М.: Советский спорт, 2002.
13. Федотов Ю.Н. Теория и методика спортивного туризма: учебник. - М.: Советский спорт, 2014. - С. 4-44.