Статья посвящена специфическим особенностям работы рыночного механизма в сфере туристских и гостиничных услуг, которые необходимо учитывать при организации туристического и гостиничного бизнеса. Помимо специфических особенностей, в большей или меньшей степени присущих для любого рынка, основным объектом взаимоотношений на котором являются услуги, авторами выделены ещё несколько важных отличительных черт, характерных преимущественно для рынка туризма. В статье отмечено, что элементы макросреды, которые принято относить к факторам косвенного воздействия на предприятия, оказывают наряду с элементами микросреды прямое влияние на все происходящие процессы на туристском рынке. Авторами выделены также основные факторы, оказывающие на функционирование и структуру рынка туризма в настоящее время превалирующие влияние. К ним отнесены общемировая политическая обстановка, проводимая государственная политика, а также экономические процессы, происходящие в стране и в мире. В статье представлен перечень современных событий в мире и России, иллюстрирующий взаимосвязь политики и структуры туристского рынка, показан механизм действия экономического кризиса на динамику и структуру спроса и предложения на туристском рынке, в том числе рассмотрены взаимосвязи между развитием въездного, выездного и внутреннего рынков во время кризиса. В статье отмечено также, что туристский рынок по своей сути – это мировой рынок и важно рассматривать взаимозависимость основных его элементов в мировом масштабе. Это в свою очередь влияет на алгоритм решения проблемы эффективного планирования туристского продукта и развитие организованного туризма на базе партнёрского взаимодействия всех участников рынка. В работе дан анализ тенденций развития внутреннего рынка туризма, а также выделены основные возможности для совершенствования российского туристского рынка: растущие онлайн-продажи, развитие событийного туризма, недорогие авиаперевозки, развитие регионального туризма, формирование новой системы классификации гостиниц и др.
рынок туристских и гостиничных услуг, спрос в туризме, предложение в туризме, особенности туристского рынка, факторы макросреды, политические факторы, экономические факторы, тенденции развития рынка туризма
1. Сорокина А.И. Развитие рынка туристских услуг в российской экономике // Вестник Тамбовского университета. - Серия: Гуманитарные науки. - 2011. - № 1 (93). - С. 219-225.
2. .Валединская Е. Формирование туристского рынка как фактор устойчивого развития экономики // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2011. - № 2. - С. 362-366.
3. Ивасенко А.Г. Мировая экономика: учеб. пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. - М.: КНОРУС, 2010.
4. Тавкешева Т.Х. Совершенствование механизма функционирования рынка туристско-рекреационных услуг (на материалах кабардино-балкарской республики): дис. … канд. эконом. наук: 08.00.05. - Сочи, 2011.
5. Василенко Е.В., Котенев А.Д., Евдошенко В.В. Анализ факторов развития рынка туристско-рекреационных услуг // Kant. - 2015. - № 3 (16). - С. 50-54.
6. Ефремова М.В. Анализ факторов развития региональных рынков гостиничных услуг // Экономический анализ: теория и практика. - 2014. - № 22 (373). - С. 41-49.
7. Кузнецов Л.А.Факторы развития рынка туруслуг крупного туристского центра в условиях современной сервисной экономики // Вестник Национальной академии туризма. - 2013. - № 4 (28). - С. 20-22.
8. Зайцева О.А Механизмы государственного регулирования отечественного рынка туристских услуг как стимулирующий и ограничивающий факторы его развития: автореф. дис. … канд. геогр. наук: 25.00.24. - Краснодар, 2012.
9. Логунов А.Ю. Государственная политика и безопасность в сфере туризма // Проблемы безопасности российского общества. - 2011. - № 1. - С. 118-122.
10. Борбасова З.Н., Улаков С.С. Мировая экономическая ситуация и её влияние на развитие сектора путешествий в республике казахстан // Экономика сферы сервиса: проблемы и перспективы: сб. научн. ст. - 2015. - С. 33.
11. Agamirova Ek.V., Agamirova El.V., Adashova T.A., Valkova T.M., Kosareva N.V., Lapochkina V.V. Еvent-calendar: event as the basis of the territory tourist attractiveness//Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 11. С. 687-689.
12. Кудинова Е.В. Современное состояние и тенденции развития туризма в мировой и российской экономике // Молодой ученый. - 2015. - №3.
13. Зырянова М.П. Анализ и основные тенденции развития туристского рынка России // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2014. - № 25. С. 129-134.