В статье проведен анализ монографии К.К. Оганян «Социальные технологии формирования лидерских качеств у будущих руководителей в вузовской среде». Обоснована актуальность тематики, показана научная новизна и основные результаты указанной работы. Статья сфокусирована на выявлении наиболее значимых моментов в монографии и изучении авторского подхода к разработке трехкомпонентной модели по формированию лидерских качеств у будущих руководителей.
формирование лидерских качеств, будущие руководители, трехкомпонентная модель, социальные технологии, тип организационной культуры, стиль управления, тип личности руководителя.
Монография посвящена актуальной теме в области социологии и психологии управления и выполнена на научно-теоретическом и практическом уровне. В современных условиях дисфункции в управлении становятся частым явлением в бюрократической системе нашей страны. Эти дисфункции проявляются в различных нарушениях административно-правового характера, недостаточном внимании к социально-психологическому фактору в управлении, отсутствии гибкости, изменчивости в стиле управления и других соответствующих качественных характеристик руководителя. Поэтому повышается необходимость в грамотных, высококвалифицированных руководителях, обладающих лидерскими качествами и способных эффективно управлять организацией. Вследствие этого особую актуальность представляет создание социальных технологий формирования лидерских качеств у будущих руководителей в вузовской среде. Данные технологии должны основываться на определенной теоретико-методологической основе, разработке которой посвящены отдельные аспекты исследования в монографии.
Монография состоит из трех глав и восьми параграфов. Автором рассматривается попытка создания социальных технологий формирования лидерских качеств у будущих руководителей [3, 4].
Автор не только поставил задачу, но и предлагает свой вариант трехкомпонентной модели по формированию лидерских качеств будущих руководителей, заключающейся в анализе взаимоотношений типов организационной культуры, личности руководителя и стиля управления [1].
Автор представил результаты самостоятельного социологического исследования на примере сравнения психологических характеристик студенческих групп вузов Санкт-Петербурга с целью выявления среди них потенциальных лидеров-управленцев и определения особенностей их формирования [5].
Автор уделил значительное внимание разработке социальных технологий формирования лидерских качеств и выявил основания для их классификации: сфера деятельности студентов в вузовской среде; получаемый результат; природа социальных технологий; содержание творчества [2]. В результате К.К. Оганян определила содержание и основные этапы становления социальных технологий подготовки лидеров в вузовской среде и сделала соответствующие выводы не только для научного сообщества, но и для управленцев различного уровня.
1. Оганян К.К. Взаимоотношения типов организационной культуры, стилей управления и типов личности руководителя // Журнал «Современные проблемы науки и образования». - 2012. - № 1 [Электронный ресурс] // URL: http://www.science-education.ru/99-4806
2. Оганян К.К. Принципы, методы и классификация социальных технологий по формированию лидерства в студенческой среде [Текст] / К.К. Оганян // Журнал теория и практика общественного развития. - 2012. -№ 3. -С. 53-56.
3. Оганян К.К. Сравнительный анализ понятия «организационная культура» в западных и отечественных управленческих концепциях. Социально-психологическое обеспечение профессиональной деятельности (статья) [Текст] / К.К. Оганян // Тематический сборник БПА. - СПб., 2009. -С. 30-35.
4. Оганян К.К. Sociological analysis of the notion «Organizational culture» in the Western and home managerial concepts (статья) [Текст] / К.К. Оганян // Международный журнал экспериментального образования. 2010. - № 8. - С. 132-135.
5. Оганян К.К. Теоретические подходы к изучению личности руководителя (статья) [Текст] / К.К. Оганян // Социальное пространство России в контексте глобализации: материалы Международной конференции «Социализация личности в глобальном мире». - СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2009. - 630 с.