СОДЕРЖАНИЕ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлено содержание развития исследовательского потенциала школьников в дидактическом модуле в контексте идей целостности, культурогенеза, системогенеза. Использование идеи целостности позволяет обеспечить гармоничное сочетание познанного школьником и его неструктурированного знания, инвариантной и вариативной части содержания, включающей научные достижения сегодняшнего дня, проблемно-гипотетические знания, знания завтрашнего дня науки в виде объектов наблюдения или размышления. Идея культурогенеза дает возможность определить акценты в культурологическом составе используемого учебного содержания. Идея системогенеза ведет к пониманию способов отбора универсальных учебных действий, которые будут реализованы школьником при решении проблемы.

Ключевые слова:
развитие исследовательского потенциала, школьники, образовательный стандарт, учебная ситуация, содержание обучения.
Текст

В контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования исследовательский потенциал школьников является новым самоценным результатом обучения. Разработка содержательной линии развития исследовательского потенциала школьника призвана решить противоречие между внедрением в общеобразовательные организации нового стандарта и отсутствием понимания способов включения нового содержания в теорию и практику его развития.

Чтобы подойти к осмыслению способов построения содержательной линии получения нового образовательного результата, рассмотрим сущность понятий «исследовательский потенциал школьника», «развитие исследовательского потенциала школьника». С позиций антропологического, культурологического, системно-деятельностного подходов исследовательский потенциал школьника определен нами как системное образование, динамичный ресурс, включающий единство развитых природных задатков (интеллекта, сензитивности к новизне ситуации, исследовательской активности, коммуникативности), ценностно-смыслового отношения к результатам исследования, обобщенных знаний о Вселенной, живой природе, обществе и человеке, умений использовать научные методы познания окружающего мира, который в разной мере актуализируется в виде диапазона и величины проявлений школьником себя в качестве исследователя в ходе целенаправленного получения им результатов познания (понимания себя, других людей, мира) и обеспечивает эффективную перестройку направления и содержания познавательной деятельности, творческую продуктивность, личностное самоопределение и творческое саморазвитие.

Список литературы

1. Краснова Л.А. Содержание образования: традиции и перспективы развития [Текст] / Л.А. Краснова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2014. - № 4 (19). - С. 35-44.

2. Кудрявцев В.Т. Креативная тенденция в психическом развитии ребенка [Текст] / В.Т. Кудрявцев // Первые чтения памяти В.В. Давыдова. - Рига; М., 1999. - С. 57-100.

3. Макотрова Г.В. Исследовательский потенциал старшеклассников: конструирование учебных заданий [Текст] / Г.В. Макотрова // Народное образование. - 2013. - № 7. - С. 153-159.

4. Макотрова Г.В. Универсальные учебные действия в оценке развития исследовательского потенциала школьника [Текст] / Г.В. Макотрова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2014. - № 6. - С. 23-26.

5. Перминова Л.М. Взаимосвязь стандартов первого и второго поколений [Текст] / Л.М. Перминова // Народное образование. - 2010. - № 7. - С. 209-216.

6. Перминова Л.М. Дидактика в свете современной классификации научного знания [Текст] / Л.М. Перминова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2014. - № 4 (19). - С. 26.

7. Перминова Л.М. Дидактический эксперимент как средство развития теории и практики обучения [Текст] / Л.М. Перминова // Основные тенденции развития образования: теория и практика: сб. трудов Всероссийской научно-практической конференции; под ред. И.М. Осмоловской, Н.А. Шарай; сост. Н.В. Мунина. - М.: ФГБНУ «ИСТО РАО», 2014. - С. 17-22.

8. Перминова Л.М. Методологические основания предметности обучения [Текст] / Л.М. Перминова // Инновации в образовании. - 2012. - № 11. - С. 76-87.

9. Перминова Л.М. Методологическое обеспечение взаимосвязи школьных образовательных стандартов в условиях преемственности общего среднего и высшего образования [Текст] / Л.М. Перминова // Образовательные технологии. - 2013. - № 4. - С. 39-49.

10. Теоретические основы содержания общего среднего образования [Текст]; под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. - М.: Просвещение, 1983. - 352 с.

11. Финкельштейн Э.Б. Картина сознания и развивающая среда. Управление современной школой [Текст] / Э.Б. Финкельштейн // Завуч. - 2009. - № 6. - С. 132-144.

Войти или Создать
* Забыли пароль?