В статье обосновывается актуальность коммуникативно-деятельностного подхода в качестве основы обучения профессионально-ориентированному иноязычному общению студентов-международников. Рассматриваются наиболее эффективные и необходимые для высшего учебного заведения способы организации учебной деятельности, которые реализуются в рамках данного подхода и связаны в первую очередь с широким использованием коллективных форм работы, решением проблемных задач, сотрудничеством между преподавателем и студентами.
коммуникативно-деятельностный подход, иноязычное образование, коммуникативность, метод проектов, ролевая игра.
Интенсивное развитие системы международных отношений способствует расширению международных контактов и вызывает растущую потребность в молодых специалистах, готовых эффективно решать поставленные перед ними задачи в профессиональном дискурсе. Термин «профессиональный дискурс» был обозначен Е.В. Воевода как «профессиональное, правовое, языковое и социальное поле, в котором специалист осуществляет свою профессиональную деятельность, обмениваясь информацией с другими коммуникантами» [2]. Для специалистов в области международных отношений профессиональный дискурс подразумевает международную коммуникацию в сфере политики, экономики и бизнеса, общественной и государственной жизни.
Установление международных контактов и решение профессиональных вопросов требует от специалистов-международников владения как минимум двумя иностранными языками, при этом еще на этапе обучения им «необходимо ознакомиться с особенностями бизнес- и политкультуры, способами проявления политкорректности, овладеть системой ценностей, присущих данной иноязычной культуре» [3, с. 121]. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения (ФГОС-03) обучение иностранному языку является неотъемлемой частью общей профессиональной подготовки специалистов-международников. ФГОС-03 разработан на основе компетентностного подхода, предполагающего необходимость формирования у студентов-международников общекультурных и профессиональных компетенций. Выпускники вузов международной направленности должны уметь вести переговоры и осуществлять деловую переписку на иностранном языке в рамках уровня поставленных задач, владеть методами делового общения, техниками установления профессиональных контактов и развития профессионального общения. Исходя из данных условий усиливается роль коммуникативной и деятельностной компоненты процесса иноязычной подготовки — ведь только на основе умений и навыков в процессе учебной коммуникативной деятельности можно сформировать требуемые ФГОСом профессионально значимые компетенции. Л.П. Костикова отмечает, что формирование целостной картины профессиональной деятельности будущего специалиста в области международных отношений является «практико-ориентированным процессом, нацеленным на получение конкретного результата образования в соответствии с ФГОС ВПО третьего поколения» [4, с. 325].
1. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам // ИЯШ. 2001. № 4.
2. Воевода Е.В. Подготовка специалистов-международников к межкультурной коммуникации в профессиональном дискурсе // Современная коммуникативистика. № 1.
3. Воевода Е.В. Социокультурные компетенции в профессиональной языковой подготовке специалиста-международника // Науч. вестн. Воронеж. гос. архитект.-строит. ун-та. 2007. № 8. С. 119-127.
4. Костикова Л.П. Формирование концептуальной картины профессиональной деятельности студента-международника в процессе изучения иностранного языка / Вестник МГИМО. 2013. № 4. С. 323-326.
5. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, обучение, оценка / Под общ. ред. К.М. Ирисхановой. М.: МГЛУ, 2003.
6. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. Липецк: Липецк. гос. пед. ин-т, 1998.
7. Полат Е.С. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2002.
8. Торкунов А.В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России // Вестник МГИМО. 2012. № 4. С. 85-92.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 031900 «Международные отношения» (квалификация/степень «бакалавр»). URL: http://www.edu.ru/dbmon/mo/Data/d_09/m815.html/
10. Dubois A.-L., Tauzin B. Objectif Express 1. Paris: Hachette, 2013.
11. Yaiche F. Les simulations globales: mode d´emploi. Paris: Hachette, 1996.