Пермь, Пермский край, Россия
Применение подходов проектного и операционного менеджмента к планированию и реализации в значительной степени новых для российских компаний направлений деятельности, может являться основанием для более эффективных организационных решений в бизнесе. Таким новым направлением деятельности является IR (связи с инвесторами). Необходимо подчеркнуть, что операции, осуществляемые в рамках организации одного из самых популярных IR-процессов, а именно мероприятий road-show, привели авторов статьи к выводу о необходимости применения подходов проектного и операционного менеджмента и созданию эталонной операционной IR-модели с использованием логики Руководства PMBOK. По мнению авторов, предложенная модель будет способствовать операционализации стратегии компании по привлечению инвестиций. В ходе работы был проанализирован опыт и «лучшие практики» зарубежных и российских компаний по организации и проведению мероприятий road-show, даны рекомендации по улучшению деятельности компаний по взаимоотношению с инвесторами посредством применения операционной IR-модели.
проектное управление, операционная модель, связи с инвесторами, Роуд-шоу, логистика мероприятия
Особое внимание российских компаний уделяется процессам привлечения инвестиций как фактору экономического роста и развития бизнеса и обусловлено необходимостью в успешной реализации финансовой стратегии. В настоящее время в России можно констатировать недостаток исследований на тему связей с инвесторами, в частности, существует необходимость в разработке методологических подходов к изучению и организации деятельности компании в области IR (Investor Relations).
Применение подходов проектного и операционного менеджмента к планированию и организации процессов, которые носят некоторый уникальный характер для российских компаний и требуют комплексного применения инструментов с точки зрения различных теоретических и практических подходов, является необходимым условием создания дополнительной ценности и поддержания устойчивого положения на рынке.
Связи с инвесторами, или IR, играют важную роль в способности компании создавать положительную репутацию и привлекать капитал. Высокое качество IR обеспечивает верное понимание стратегии компании всеми участниками рынка и способствует построению долгосрочных доверительных отношений [21, c. 303–306]. Результаты некоторых исследований подтверждают, что эффективные связи с инвесторами могут оказывать положительное влияние на стоимость компании [13].
1. База ежегодных исследований «Thomson Extel Survey - Focus Russia» в области Investor Relations (за период с 2012 по 2015 г.) [Текст]. - URL: https://www.extelsurveys.com (дата обращения: 10.03.2016).
2. База ежегодных обзоров практики проведения non-deal roadshows «IR Magazine Global Roadshow Report» (2011-2015) [Текст]. - URL: https://www.irmagazine.com/whitepapers (дата обращения: 21.04.2016).
3. База исследовательских материалов «Интерфакс Бизнес Сервис» [Текст]. - URL: http://www.irconsulting.ru/DocumentList.aspx (дата обращения: 21.04.2016).
4. База отчетов и презентаций «Ежегодного Российского IR-Форума» [Текст]. - URL: http://arfi.ru/resources/knowledge-base/presentations/?event=33 (дата обращения 18.04.2016).
5. База IR-агентств России [Текст]. - URL: http://www.spark-interfax.ru (дата обращения: 23.04.2016).
6. База IR-кейсов победителей и призеров ежегодного «Конкурса IR-кейсов» АРФИ номинация «Лучшая IR-команда» (за период 2008-2015 гг.). 83 кейса [Текст]. - URL: http://arfi.ru/events/IR-cases-contest (дата обращения: 18.04.2016).
7. Матовников М. Организация отношений с инвесторами: российская и зарубежная практика [Текст] / М. Матовников [и др.]. - М.: Альпина Паблишерз, 2010. - 230 с.
8. Матовников М. IR на долговом рынке: развитие базы инвесторов компании [Текст] / М. Матовников // Cbonds Review. - 2007. - № 3.
9. Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK) [Текст]. - 5-е изд. - М.: Project Management Institute, 2013. - 614 с.
10. Хиггинс Р. Отношения с инвесторами: передовой опыт [Текст] / Р. Хиггинс. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 224 с.
11. Brown I. Getting a grip on investor relations // Directors and Boards. - 1994. Vol. 19, pp. 44-60.
12. Bushee B.J., Joseph G., Lian F. Corporate Jets and Private Meetings with Investors // Chicago Booth Research Paper. 2014. No. 12-43.
13. Bushee B.J., Miller G.S. Investor Relations, Firm Visibility, and Investor Following // The Accounting Review. 2012. Vol. 87. Issue 3. P. 867-897.
14. Clarke G., Murray L.W. Investor relations: perceptions of the annual statement // Corporate Communications: An International Journal. 2000. Vol. 5. No. 3, pp. 144-51.
15. Dolphin R.R. Approaches to investor relations: Implementation in the British context // Journal of Marketing Communications. 2003. No. 9, pp. 29-43. 16. Dolphin R.R. The strategic role of investor relations // Corporate Communications: An International Journal. 2004. Vol. 9. No. 1, pp. 25-42.
16.
17. Farragher E.J., Kleinman R., Bazaz M.S. Do investor relations make a difference? // The Quarterly Review of Economics and Finance. 1994. Vol. 34. No. 4, pp. 405-412.
18. Goldblatt J.H. Special Events: Event Leadership for a New World, 2004, p. 524.
19. IR Magazine Special Report: A Survivor´s guide to roadshow - 2010. URL: http://www.media-tree.com/ru/our-services/financial-roadshows (дата обращения 12.02.2016).
20. IR Magazine Special Report: Roadshow Planning - 2011 URL: http://www.irmagazine.com/reports/ (дата обращения 12.02.2016).
21. Laskin A.V. How investor relations contributes to the corporate bottom line // Journal of Public Relations Research. Vol. 23. Issue 3. 2011. P. 302-324.
22. Kirk M.P., Vincent J.D. Professional Investor Relations within the Firm // The Accounting Review. 2014. Vol. 89. No. 4, pp. 1421-1452.
23. Marston C., Straker M. Investor relations: a European survey // Corporate Communications: An International Journal. 2001. Vol. 6. No. 2, pp. 82-93.
24. NIRI // Standards of Practice for Investor Relations - 2012. URL: http://www.niri.org/Main-Menu-Category/resource/publications/Standards-of-Practice-for-Investor-Relations.aspx (дата обращения: 02.12.2015).
25. Petersen B.K., Martin H.J. CEO perceptions of investor relations as a public relations function: An exploratory study // Journal of Public Relations Research. 1996. No. 3, pp. 173-209.
26. Rao H., Sivakumar K. Institutional sources of boundaryspanning structures: the establishment of investor relations departments in the Fortune 500 industrials, Organizational Science. 1999. Vol. 10. No. 1, pp. 27-42.
27. Regester M. Why investor relations is growing in importance and requires special skills, International Public Relations Review. 2009. Vol. 13 No. 1, pp. 4-7.
28. Solomon D.H., Soltes E.F. What Are We Meeting For? The Consequences of Private Meetings with Investors // Journal of Law and Economics. 2015.
29. Tum J., Norton P., Wright J.N. Management of Event Operations. Elsevier Butterworth Heinemann, New York, 2012, p. 288.
30. Tuominen K. User-centered discourse: An analysis of the subject positions of the user and the librarian // Library Quarterly. 1997. No. 67. Pp. 350-371.