В статье рассматривается решение междисциплинарной проблемы понимания информации в процессе учебной коммуникации. Интерес к языку схематических изображений является одним из проявлений объективных связей между дидактикой и логикой. Процесс разработки схем является продуктивно-творческим. В нем раскрываются умения студентов творчески мыслить и фиксировать этот процесс в знаково-символьной форме. При осуществлении учебной коммуникации в практике автора используются эпистемологические, логические, субъект-объектные, психологические, гносеологические, методологические, научно-предметные и мыслетехнические схемы. Техника работы на схемах в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов используется для усвоения учебной информации, освоения алгоритмов работы с ней, фиксирования собственной рефлексии по результатам учебной коммуникации. Использование языка схематических изображений в учебной коммуникации способствует развитию будущих педагогов как в профессиональном, так и в личностном плане.
язык схематических изображений, схема, учебная коммуникация, моделирование, профессиональная подготовка.
Современному образованию свойственны тенденции интернационализации и глобализации, которые проявляются в попытках формирования единого образовательного пространства. Ментальности нашего народа традиционно присуще стремление реализации задач личностного развития, что соотносится с общемировыми тенденциями необходимости осуществления непрерывного образования.
Признавая современное образование ключевой сферой социальной практики современного общества, исследователи в качестве его основной миссии признают наследование и расширенное воспроизводство мировой и отечественной культуры. Данная трактовка основной миссии образования подразумевает, что современный обучающийся индивид не является потребителем культурных образцов прошлого опыта. Предполагается, что, участвуя в образовательных процессах в субъектной позиции, обучающийся обогащает этот опыт. Данный результат в образовании подразумевает собственное личностное и профессиональное развитие каждого обучающегося до уровня творчества [14, с. 14].
Достижение вышеуказанных результатов в реализации образовательных процессов предполагает последовательную модернизацию существующей образовательной системы в направлении смещения акцента с процесса обучения на его результаты. Это, в свою очередь, требует изменения роли педагога: превалирования в его деятельности функции обеспечения продуктивной познавательной деятельности обучающегося индивида. Данная позиция требует сущностных преобразований во всех компонентах существующей педагогической системы, в том числе в формах и методах организации и осуществления профессиональной подготовки специалистов любого профиля и уровня.
Мы согласны с мнением О.Я. Гойхмана, что сутью современного общества является информация, которая воспринимается как средство ускорения общественного развития [7, с. 4].
1. Абдуразаков М.М. Развитие субъектности преподавателя высшей школы как задача его непрерывного образования [Текст] / М.М. Абдуразаков, О.Е. Шафранова // Отечественная и зарубежная педагогика. - № 6. - 2015. - С. 90-99.
2. Анисимов О.С. Педагогическая акмеология: общая и управленческая [Текст] / О.С. Анисимов. - Минск: Технопринт, 2002. - 788 с.
3. Анисимов О.С. Системно-деятельностный подход к проблеме практической подготовки студентов: учеб. пособие [Текст] О.С. Анисимов [и др.]. - Пенза, 1981. - 48 с.
4. Анисимов О.С. Схемы и язык схематических изображений [Текст] / О.С. Анисимов. - М., 2008. - 267 с.
5. Базылев В.Н. Коммуникативный смысл текста и его понимание [Текст] / В.Н. Базылев // Современная коммуникативистика. - 2015. - Т. 4. - №. 5. - C. 31-39.
6. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П. Беспалько. - М., 1995. - 213 с.
7. Гойхман О.Я. Современное общество: информационное или коммуникативное? [Текст] / О.Я. Гойхман // Современная коммуникативистика. - 2014. - Т. 3. - № 6. - C. 4-9.
8. Гойхман О.Я. Профессиональное речевое взаимодействие: стратегии и роли [Текст] / О.Я. Гойхман // Современная коммуникативистика. - 2015. - Т. 4. - № 6. - C. 12-15.
9. Громыко Ю.В. Проблемы и перспективы развития системы Эльконина-Давыдова [Текст] / Ю.В. Громыко, А.А. Либерман, О.К. Репина // Вопросы психологии. - 2002. - № 1. - С. 141-147.
10. Заславская О.Ю. Развитие управленческой компетентности учителя в системе многоуровневой подготовки в области методики обучения информатике [Текст]: автореф. дис.... д-ра педагог. наук / О.Ю. Заславская. - М., 2008. - 45 с.
11. Климов Е.А. Психология профессионала [Текст] / Е.А. Климов. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. - 454 с.
12. Лефевр В.А. От психофизики к моделированию души [Текст] / В.А. Лефевр // Вопросы философии. - 1990. - № 7. - С. 25-31.
13. Непостижимая эффективность математики в исследованиях человеческой рефлексии (интервью с В.А. Лефевром) [Текст] // Вопросы философии. - 1990. - № 7. - С. 51-58.
14. Нечаев В.Д. О концепции современного гуманитарного образования [Текст] / В.Д. Нечаев, А.А. Вербицкий. // Высшее образование в России. - № 3. - 2011. - С. 14-22.
15. Cохор A.Н. Логические структуры учебного материала [Текст] / А.Н. Сохор. - М.: Педагогика, 1974. - 192 с.
16. Щедровицкий Г.П. Схема мыследеятельности: системно-структурное строение, смысл и содержание [Текст] / Г.П. Щедровицкий // Щедровицкий Г.П. Избранные труды. - М.: Школа культурной политики, 1995. - С. 281-298.
17. Щедровицкий Г.П. Смысл и значение [Текст] / Г.П. Щедровицкий // Щедровицкий Г.П. Избранные труды. - М.: Школа культурной политики, 1995. - С. 545-576.