Белгород, Белгородская область, Россия
Белгород, Белгородская область, Россия
В статье рассмотрен вопрос эффективности муниципального управления территорией г. Шебекино. Изучена структура и механизм работы муниципальных органов управления территорией города. Проанализирован бюджет городского поселения «Город Шебекино». Предложена методика оценки эффективности работы органов местного самоуправления при управлении территорией муниципального образования. Проведена оценка работы муниципалитета г. Шебекино при управлении территорией по предложенной методике.
городская территория, земельные ресурсы, благоустройство, органы местного самоуправления, управленческие решения, эффективность управления.
Введение. Городская территория – это совокупность множества природных, архитектурно-планировочных, экологических, социальных и других факторов, в которых обитает городской житель и которые определяют комфортность его проживания на данной территории. Органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение городской территорией на принципах эффективности, справедливости, публичности и открытости, создать условия для достойного и комфортного проживания граждан, а также для эффективного функционирования и использования всей совокупности объектов, расположенных на территории города. В связи с этим, оценка эффективности работы органов местного самоуправления, позволяет рассмотреть уровень соответствия результатов деятельности поставленным целям и задачам.
Основная часть. Значительную часть территории в границах г. Шебекино занимают территории, не свойственные городским функциям - территории с/х использования и территории естественного ландшафта, что свидетельствует о достаточных территориальных резервах для развития города [8].
Организационной основой города являются система и структура органов местного самоуправления, формы и принципы их деятельности. Основным документом, регулирующим деятельность органов местного самоуправления г. Шебекино является Устав городского поселения.
Структуру органов местного самоуправления городского поселения составляют: городское собрание, исполняющий полномочия председателя городского собрания, администрация городского поселения, возглавляемая главой администрации и контрольно-ревизионная комиссия [7].
Все работы при управлении территорией города финансируются из городского бюджета. Проект бюджета г. Шебекино, в котором указываются его основные характеристики, утверждается решением городского собрания. Исполнение бюджета осуществляется отдельно по статьям доходов и расходов [1].
Как показывает анализ бюджета г. Шебекино за три последних года, с каждым годом происходит рост доходов и расходов. Городской бюджет за 2015 г. исполнен по доходам на 101,9 % от плановых значений (табл. 1).
В общем объёме доходов наибольший удельный вес занимают налоговые поступления, а именно земельный налог, который составляет 43 % от всех доходов города.
Ставки налога на земельные участки полностью соответствуют требованиям Налогового Кодекса РФ, нет необоснованных завышенных показателей ни по одному виду использования [2].
Кроме федеральных льготников, на территории города льгота действует и для других категорий лиц: многодетные семьи; физические лица, имеющие садовые участки, расположенные на склоновых землях крутизной от 50 градусов и больше, в карьерах; садоводческие товарищества: «Виктория», «Виктория-2», «Химик-1», «Химик-3», «Каштан», «Садовод», «Вишенка», «Автомобилист», «Надежда-1», «Белогорье-1», «Белогорье-2», «Дубравушка», «Золотой ранет», «Дорожник», «Труженик»; а также одинокие матери и семьи с детьми-инвалидами [6].
Одной из задач управления территориями является повышение количества поступлений земельных и имущественных платежей в бюджет муниципального образования [9]. Перечисленные категории лиц и организаций полностью освобождены от уплаты земельного налога, что приводит к уменьшению суммы налоговых платежей в городской бюджет.
Исполнение бюджета по всем статьям расходов за 2015 год составило 97% плана. Все принятые на 2015 год расходные обязательства были выполнены в полном объёме и представлены в таблице 2.
Таблица 1
Исполнение муниципального бюджета г. Шебекино по доходам за 2015 год
№ п/п |
Наименования показателя доходов |
Утверждено на 2015 г., тыс. руб. |
Исполнено на 1.01.2016 г., тыс. руб. |
1 |
Налог на доходы физических лиц |
44 703 |
45 992 |
2 |
Доходы от уплаты акцизов |
4 450 |
4 788 |
3 |
Единый сельхозналог |
32 |
24 |
4 |
Налог на имущество физических лиц |
10 778 |
11 542 |
5 |
Земельный налог |
68 279 |
67 849 |
6 |
Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки |
12 916 |
10 212 |
7 |
Доходы от сдачи в аренду имущества |
365 |
432 |
8 |
Доходы от продажи земельных участков |
7 562 |
10 877 |
9 |
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности |
24 |
10 |
10 |
Штрафы |
- |
48 |
11 |
Возврат дебиторской задолженности |
- |
15 |
12 |
Прочие неналоговые доходы |
- |
3 |
13 |
Прочие безвозмездные поступления |
4 199 |
4 417 |
14 |
Доходы от возмещения ущерба |
- |
64 |
15 |
Межбюджетные трансферты |
15 |
15 |
|
Всего ДОХОДОВ |
153 323 |
156 288 |
Таблица 2
Исполнение бюджета г. Шебекино по расходам за 2015 год
№ п/п |
Наименования показателя расходов |
Утверждено на 2015 г., тыс. руб. |
Исполнено на 1.01.2016 г., тыс. руб. |
|
1 |
Общегосударственные вопросы |
27 028 |
25 375 |
|
2 |
Национальная безопасность |
224 |
224 |
|
3 |
Дорожное хозяйство |
47 643 |
47 643 |
|
4 |
ЖКХ |
16 488 |
13 931 |
|
5 |
Образование |
845 |
845 |
|
6 |
Культура |
50 057 |
49 822 |
|
7 |
Социальная политика |
300 |
230 |
|
8 |
Физкультура и спорт |
21 161 |
21 161 |
|
|
ВСЕГО РАСХОДОВ |
163 746 |
159 231 |
Цель государства – сделать управление территорией муниципального образования прозрачным и открытым. Для достижения этой цели в Российской Федерации ведется работа по внедрению системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ», оценка деятельности органов местного самоуправления должна проводиться по утвержденным показателям и в установленной форме, порядок утверждения перечня показателей определяется Президентом РФ [3]. Системы показателей федеральной и региональной методик оценки деятельности органов местного самоуправления оценивают работу органов местного самоуправления в сферах образования, здравоохранения, дорожного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства и других сферах [4, 5].
Для анализа нами выбраны показатели оценки в тех сферах деятельности, которые характеризуют эффективность управления территорией города, кроме того, нами добавлены собственные показатели оценки эффективности. Для оценки эффективности работы органов местного самоуправления по управлению территорией г. Шебекино, нами были выделены следующие сферы управления:
- дорожное хозяйство и транспортное обслуживание;
- земельно-имущественные отношения;
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- жилищное строительство;
- благоустройство территории и озеленение.
Приведём результаты анализа в разрезе каждой сферы управления.
1. Качество жизни людей в городах – это и качество транспортного обслуживания, и его доступность для всех горожан. Поэтому проанализировано состояние и развитие городской транспортной системы, которая является частью многоотраслевого городского хозяйства. Ежегодно муниципальным бюджетом г. Шебекино предусматривается финансирование работ в сфере дорожного хозяйства. Несмотря на достаточноеколичество выделяемых денежных средств и исполнение бюджета по статье расходов «Дорожное хозяйство» в городе все же остаются дороги, которые находятся в аварийном состоянии и требуют ремонта.
Нормативным требованием к автодорогам является ежегодное обеспечение твердым покрытием 100% доли автодорог общего пользования местного значения. Фактический результат был рассчитан по формуле:
(1)
где ДН – протяженность дорог, отвечающих нормативным требованиям, км; ДОБЩ – общая протяженность основных улиц и дорог местного значения, км.
Процент протяженности дорог, отвечающих нормативным требованиям, составил 99,78.
Нами была составлена карта зонирования территории г. Шебекино по транспортной доступности. В качестве исходной информации использовались схемы движения основных видов транспорта и интервалы движения (рис. 1).
Рис. 1. Карта зонирования территории г. Шебекино по уровню транспортной доступности
Из проведенного расчета следует, что вся территория города имеет хорошо развитую транспортную сеть. Наибольшая интенсивность движения наблюдается в центре города, но и удаленные от центра микрорайоны обеспечены общественным транспортом.
2. В сфере оценки управления земельными ресурсами нами был выбран показатель из федеральной методики по налогообложению земельных участков [4]. Нами проанализированы значения доли земельных участков, являющихся объектами налогообложения на территории г. Шебекино (табл. 3).
Таблица 3
Налогооблагаемые земельные участки на территории г. Шебекино
№ пп |
Наименование показателя |
Ед. изме-рения |
2013 (факт) |
2014 (факт) |
2015 (факт) |
2016 (план) |
2017 (план) |
1 |
Доля земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом |
% |
82,08 |
82,36 |
83,08 |
83,45 |
83,5 |
2 |
Количество земельных участков, являющихся объектами налогообложения (право собственности на которые зарегистрировано) |
Ед. |
12485 |
12650 |
12770 |
12834 |
12850 |
3 |
Общее количество земельных участков на территории городского поселения |
Ед. |
15210 |
15360 |
15370 |
15380 |
15390 |
Также проведён расчет экономической эффективностисистемы управления земельно-имущественным комплексом муниципального образования – отношением фактически поступивших земельных платежей к запланированным (табл. 4). Согласно данному показателю, управление земельными ресурсами муниципального образования г. Шебекино эффективно (значение эффективности больше 100 %).
Таблица 4
№ пп |
Наименование показателя доходов |
Запланировано, тыс. руб. |
Поступило, тыс. руб. |
1 |
Земельный налог |
68 279 |
67 849 |
2 |
Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки |
12 916 |
10 212 |
3 |
Доходы от продажи земельных участков |
7 562 |
10 877 |
|
Итого |
88 757 |
88 938 |
Земельные платежи, поступившие в бюджет г. Шебекино за 2015 год
3. Работа жилищно-коммунального хозяйства г. Шебекино стабильна. В городе работают управляющие компании: ООО «Коммунальщик», ООО «Шебекино-дом», ООО «Жилкомм-Сервис», ООО «Жилищник», осуществляющие свою деятельность по микрорайонам города [11]. Анализируя статьи расходов городского бюджета за последние 3 года можно сделать вывод, что расходы муниципалитета на жилищно-коммунальное хозяйство не достигают утвержденных плановых значений, что свидетельствует о неполном выполнении запланированных работ и мероприятий (рис. 2).
Рис. 2. Исполнение бюджета г. Шебекино по статье расходов «ЖКХ»
4. В области жилищного строительства показатель оценки установлен федеральной методикой. Наблюдаем, что общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя с каждым годом возрастает. Это связано с реализацией долгосрочной целевой программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Белгородской области на 2014–2020 годы», а также развитием ипотечного кредитования в Белгородской области.
Средний показатель общей площади жилых помещений, приходящихся в среднем на одного жителя по Российской Федерации на 2015 год составляет 23,4 м2/чел., в г. Шебекино – 25,8 м2/чел [11].
5. В г. Шебекино активно ведутся работы по благоустройству и озеленению территории. За 2015 г. на территории города было выполнено множество мероприятий, которые представлены в таблице 5.Все возложенные обязательства, согласномуниципальному заданию ШМБУ «Благоустройство города» на 2015 год, выполнены в полном объеме.
Население города может оценить работу местного самоуправления на портале «Оценка населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований области, предприятий и учреждений, осуществляющих оказание услуг населению муниципальных образований области», который создан в рамках реализации Указа Президента РФ (рис. 3) [10].
Обращения граждан – один из источников информации о социально-экономическом развитии города, комфортности проживания на его территории различных групп населения. Еженедельно в администрацию г. Шебекино поступают обращения граждан по различным вопросам (рис. 4) [11].
Расчёт итоговой эффективности деятельности органов местного самоуправления при управлении территорией г. Шебекино, приведён в таблице 6.
Таблица 5
Мероприятия по благоустройству и озеленению территории г. Шебекино за 2015 год
№ пп |
Мероприятия |
Ед. измерения |
Запланировано |
Факт. выполнение |
Выполнение, % |
1 |
Волейбольная площадка |
шт. |
1 |
1 |
100 |
2 |
Хоккейная коробка |
шт. |
1 |
1 |
100 |
3 |
Гимнастический городок |
шт. |
1 |
1 |
100 |
4 |
Детская площадка |
шт. |
10 |
12 |
120 |
5 |
Устройство цветников |
кв. м. |
126 |
136 |
108 |
6 |
Устройство озеленения |
шт. цветов |
3300 |
3300 |
100 |
7 |
Восстановление газонов |
кв. м |
3000 |
2800 |
93 |
8 |
Посадка деревьев (саженцы) |
шт |
400 |
400 |
100 |
9 |
Уходные работы за деревьями |
шт |
8522 |
8522 |
100 |
10 |
Уходные работы за кустарниками |
шт |
22051 |
22051 |
100 |
11 |
Валка деревьев
|
шт |
100 |
92 |
92 |
12 |
Кронирование деревьев
|
шт |
2040 |
2040 |
100 |
13 |
Обрезка деревьев |
шт |
1547 |
1688 |
109 |
Итого, % выполняемости работ |
101,7 |
Рис. 3. Оценка населением деятельности ОМСУ в сфере управления территорией г. Шебекино
Рис. 4. Актуальные вопросы в обращениях граждан в администрацию г. Шебекино
Таблица 6
Итоговая оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления
г. Шебекино в сфере управления территорией города
№ пп |
Сфера деятельности |
Наличие показателя в федеральной и региональной методиках оценки |
Показатель оценки, % |
Оценка населением, % |
Итоговый показатель оценки, % |
1 |
Дорожное хозяйство |
|
94,24 |
75,17 |
70,84 |
1.1 |
состояние автомобильных дорог |
+(*) |
99,78 |
|
|
1.2 |
транспортное обслуживание |
- |
88,7 |
|
|
2 |
Управление земельными ресурсами |
|
91,64 |
- |
91,64 |
2.1 |
ЗУ, являющиеся объектами налогообложения |
+ |
83,08 |
|
|
2.2 |
поступающие земельные платежи |
- |
100,2 |
|
|
3 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
|
97,3 |
74,47 |
72,46 |
3.1 |
обеспечение населения услугами ЖКХ |
+(*) |
94,6 |
|
|
3.2 |
строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов |
- |
100 |
|
|
4 |
Жилищное строительство |
|
110,3 |
- |
110,3 |
4.1 |
обеспеченность жильем |
+ |
110,3 |
||
5 |
Благоустройство и озеленение |
|
101,7 |
74,47 |
75,74 |
5.1 |
выполнение работ по благоустройству и озеленению |
- |
101,7 |
|
|
|
Итого: |
84,2 |
* значения показателей отсутствуют и были рассчитаны самостоятельно
Выводы. Деятельность органов местного самоуправления г. Шебекино можно оценить как достаточно эффективную (84,2%), однако в деятельности муниципалитета имеются проблемы, требующие оперативных управленческих решений. Необходимо прогнозирование изменений в сферах дорожного и жилищно-коммунального хозяйства на основе полученной информации о прошлом и настоящем с учётом всех условий и факторов влияния, а также разработка и обновление нормативно-правовых актов – правил землепользования и застройки.
Рассчитанная фактическая эффективность работы органов местного самоуправления в сфере управления территорией города по предложенной методике близка к показателю портала «Оценка населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований области, предприятий и учреждений, осуществляющих оказание услуг населению муниципальных образований области» (81,94%).
Полученные в ходе исследования результаты и данные могут быть приняты во внимание органами местного самоуправления г. Шебекино в целях повышения эффективности процесса управления городской территорией.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г., № 145-ФЗ (ред. от 23.05.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2016) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 29.09.2016)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): ФЗ от 05.08.2000 №117-ФЗ [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 29.09.2016)
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 29.09.2016)
4. Указ Президента РФ от 28.04.2008 № 607 (ред. от 14.10.2012) «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 29.09.2016)
5. Постановление Губернатора Белгород-ской области от 4.09.2015 г. № 87 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 29.09.2016)
6. Решение Городского собрания города Шебекино Белгородской области от 27 октября 2011 г. № 2 «Об установлении земельного налога с 2012 года» [Электронный ресурс] // URL: http://gorod.shebekino.ru (дата обращения: 29.09.2016)
7. Устав городского поселения «Город Шебекино» муниципального района «Шебекинский район и город Шебекино» Белгородской области [Электронный ресурс] // URL: http://gorod.shebekino.ru (дата обращения: 29.09.2016)
8. Перькова М.В., Заикина А.С. Особенности формирования общественных пространств в г. Шебекино // Евразийский Союз Ученых. 2015. №11-1(20). С. 11-15.
9. Трунова И.В., Даниленко Е.П. Оптимизация использования территории города Шебекино Белгородской области // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2016. №1. С. 54-61.
10. Портал «Оценка населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований области, предприятий и учреждений, осуществляющих оказание услуг населению муниципальных образований области - Белгородская область» [Электронный ресурс] // URL: http://ocenka.belregion.ru/ (дата обращения: 29.09.2016)
11. Официальный сайт Администрации города Шебекино. - [Электронный ресурс] // URL: http://gorod.shebekino.ru (дата обращения: 29.09.2016)