В статье уточнено содержание понятия «выпускник вуза» в системе экономических отношений; выявлена сущность конкурентоспособности выпускника вуза, определено ее место в системе взаимосвязанных экономических категорий; сформулированы проблемы и противоречия, с которыми сталкивается выпускник вуза на региональном рынке труда; на основе анкетирования выпускников вузов и работодателей Пензенского региона выявлены конкурентные преимущества выпускника в оценке различных субъектов рыночных отношений; определены пути повышения конкурентоспособности выпускника вуза. Разработаны практические рекомендации.
выпускник вуза, конкурентное преимущество, конкурентоспособность выпускника вуза, конкурентоспособный выпускник вуза,рынок образовательных услуг, региональный рынок труда.
Модернизация российской экономики, реформирование системы высшего образования, обострение проблем конкуренции и конкурентоспособности на российском и мировом рынках поставили в разряд первоочередных задач подготовку конкурентоспособных человеческих ресурсов. Их подготовка начинается в системе высшего образования. Однако мониторинг государственных российских вузов, проводимый Министерством образования и науки в 2012 г., выявил, что около 1/3 вузов и более 1/2 филиалов неэффективны, а значит, априори неконкурентоспособны, т.е. не могут оказывать конкурентоспособные образовательные услуги и готовить конкурентоспособных выпускников вузов — будущих специалистов для российской экономики [1]. В декабре 2013 г. признаны неэффективными и рекомендованы к реорганизации 373 вуза и филиала [1].
В условиях перехода к «экономике знаний» конкурентоспособность системы национального образования и конкурентоспособность вузов становятся гарантом подготовки конкурентоспособных человеческих ресурсов. Получение высшего профессионального образования представляет собой наделение индивидуума человеческим капиталом [6]. Однако получение даже качественного образования в современных условиях — это еще не гарантия трудоустройства выпускников вузов.
В условиях переизбытка молодых специалистов экономического и юридического профиля, жесткой конкуренции на рынке труда, несоответствия профиля выпускников вузов реалиям и новым запросам экономики обострилась проблема трудоустройства выпускников вузов на региональном рынке. Возникла острая необходимость в комплексных всесторонних исследованиях конкурентоспособности выпускника вуза, поиске путей ее повышения с учетом региональной специфики.
Цель исследования — выявление сущности понятие «конкурентоспособность выпускника вуза» с точки зрения различных субъектов рынка труда для разработки комплексной системы мероприятий по ее повышению. Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:
- уточнить содержание понятия «выпускник вуза» в системе экономических отношений;
- выявить сущность конкурентоспособности выпускника вуза, определить ее место в системе взаимосвязанных экономических категорий;
- на основе анкетирования выпускников вузов и работодателей в Пензенском регионе составить портрет «конкурентоспособного выпускника вуза», выявив конкурентные преимущества в оценке различных субъектов рыночных отношений;
- сформулировать проблемы и противоречия, с которыми сталкивается выпускник вуза на региональном рынке труда;
- определить пути повышения конкурентоспособности выпускника вуза.
1. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации: http://минобрнауки.рф/
2. Кутейницына Т.Г. Конкурентоспособность специалиста: критическое прочтение отечественных публикаций / Т.Г. Кутейницына // Современные исследования социальных проблем. 2011. № 4.
3. Медушевская И.Е. Теоретические и практические аспекты анализа конкурентоспособности страховой компании / И.Е. Медушевская // Научные исследования и разработки. Экономика. Т. 1. 2013. № 2 (2). С. 25-30.
4. Пензенская область 2012 в цифрах. Официальное издание: статистический справочник. Пенза: ООП Пензастата, 2013. 453 с.
5. Резник С.Д. Личная конкурентоспособность студента вуза: система и механизмы / С.Д. Резник, А.А. Сочилова // Известия ПГПУ. Серия «Общественные науки». 2011. № 24. С. 408-416.
6. Савина И.В. Экономическая оценка качества высшего профессионального образования / И.В. Савина // 2013. № 3 (3). С. 28-33.
7. Сальникова Л.Ю. Концепция управления конкурентоспособностью выпускников вузов на рынке труда / Л.Ю. Сальникова // Фундаментальные исследования. 2011. № 12 (часть 4). С. 805-808.
8. Шилова М.И. Формирование конкурентоспособности выпускника вуза / М.И. Шилова, И.Л. Белых // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. № 4. С. 39-45.