ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ КВАЛИФИКАЦИЙ РОССИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В России назрела необходимость создания Национальной системы квалификаций (НСК). Основой НСК являются профессиональные стандарты, которые с июля 2016 г. обязательны для применения в российских организациях, а также при подготовке выпускников профессиональных учебных заведений. В профстандартах представляются характеристики трудовых функций и необходимые знания, умения, трудовые действия, т.е. компетенции специалистов определенных профессий. Работодатели должны применять их во всех аспектах работы с персоналом: при подборе, отборе и найме персонала, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления. В статье представлен план внедрения профстандартов в систему управления персоналом организации: определяются профстандарты, соответствующие виду деятельности организации, названия должностей не совпадающие с названием, указанным в стандарте переименовываются, затем проводится оценка сотрудников на соответствие профессиональному стандарту. Если квалификация сотрудника не соответствует критериям, то либо он переводится на другую подходящую должность, либо направляется на обучение. С введением профстандартов, организации получат сотрудников, соответствующих квалификационным требованиям и успешно выполняющих свои функции, работая в определенной должности. Образовательные программы учебных заведений высшего образования должны основываться на требованиях соответствующих профессиональных стандартов. Формирование компетенций выпускников в соответствие с трудовыми функциями, прописанными в профстандартах, позволит работодателям принимать на работу молодых специалистов необходимого уровня компетенций и квалификаций.

Ключевые слова:
профессиональные стандарты, управление персоналом, компетенция, квалификация, наименование должности, обобщенная трудовая функция, трудовая функция
Текст

На российском рынке труда наблюдается несоответствие компетенций и квалификаций выпускников учебных заведений требованиям работодателей. Студенты часто имеют устаревшие знания, в результате чего государство испытывает дефицит в молодых квалифицированных кадрах.

Соискатели с опытом работы имеют недостаточный уровень компетенций или несоответствующую квалификацию. Работодатели, взяв их на работу, вынуждены проводить обучение, тратить огромные деньги на их профессиональную подготовку и переподготовку применительно к конкретным производствам и видам деятельности.

В организациях сотрудники с определенными названиями должностей часто выполняют функции, не соответствующие этим названиям. Например, администратор ведет кадровый учет, а специалист по развитию персонала, помимо вопросов обучения и развития, может выполнять функции командообразования и другие. Уволившись из одной организации.

специалист по оценке персонала, придя в другую, выясняет, что у него есть опыт работы только по части функций, помимо них ему придется выполнять и другие.

Названия должностей в организациях, основываются на таких нормативных документах, как Единый квалификационный справочник (ЕКС) и Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС). Справочники, созданные в середине прошлого века, включают названия и характеристики около 5 тыс. рабочих профессий и около 2,5 тыс. должностей служащих. В настоящее время названия и характеристики должностей, содержащиеся в этих документах, не соответствуют современным потребностям рынка труда. Таким образом, в России назрела необходимость в единой национальной системе квалификаций (НСК) для приведения в соответствие:

  • системы профессионального образования с потребностями
  • предприятий реального сектора экономики;
  • компетенций и квалификаций соискателей и требований
  • работодателей;
  • названий должностей и их функций в организациях по всей стране;
  • для официального утверждения новых профессий, соответствующих современным требованиям экономики.

НСК включает следующие основные элементы: Советы по профессиональным квалификациям (СПК); Национальная рамка квалификаций; Центры оценки квалификаций; Профессиональные стандарты.

СПК создаются решением Национального совета при президенте Российской Федерации в целях координации деятельности по развитию профессиональных квалификаций в разных областях деятельности, например в электроэнергетике, жилищно-коммунальном хозяйстве, финансовом рынке и т.д.

Список литературы

1. British council. Режим доступа: http://www.britishcouncil.mk/sites/default/files/uk_sector_skills_councils.pdf (дата обращения: 22.03.2016).

2. Трудовой кодекс Российской Федерации. Часть третья. Раздел IX: Подготовка и дополнительное профессиональное образование работников Глава 31. Принят Федеральным законом от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ, изменения в статью 195.1 вступают в силу с 1 июля 2016 г.

3. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: Федер. Закон Российской Федерации от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ: принят Государственной Думой 24 апреля 2015 г.

4. Российское агентство правовой и судебной информации. Режим доступа: http://rapsinews.ru/legislation_publication/20141208/272733597.html#ixzz433nJpQ9t (дата обращения: 12.03.2016).

5. Об образовании в Российской Федерации: Федер. Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ ред. от 02.03.2016: принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г.

6. Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов: утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23.

7. Специалист по управлению персоналом: профессиональный стандарт: утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «06» октября 2015 г. № 691н.

8. Валентина Митрофанова. Режим доступа: http://mitrofanova.ru/articles/s-1-iyulya-2016-goda-profstandartystanut-obyazatelnymi-dlya-predpriyatiy-vsekh-formsobstvennosti/ (дата обращения: 01.02.2016).

9. Министерство труда и социальной защиты населения. Режим доступа: http://profstandart.rosmintrud.ru (дата обращения: 01.02.2016).

10. Валентина Митрофанова. Режим доступа: http://mitrofanova.ru/articles/s-1-iyulya-2016-goda-profstandartystanut-obyazatelnymi-dlya-predpriyatiy-vsekh-formsobstvennosti/(дата обращения: 15.03.2016).

11. «Кадровое дело» - практический журнал по кадровой работе. Режим доступа: http://www.kdelo.ru/profstandart (дата обращения: 13.03.2016).

12. «О независимой оценке квалификации» Федеральный закон от 3.07.2016 г. № 238-ФЗ: принят Государственной Думой 22 июня 2016 г.: Одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 г.

13. «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями-разъяснениями по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов») Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06.

14. Имашева З.З., Карамышева Э.Ф. Технологии HR-менеджмента в стратегическом управлении компанией // интернет-журнал «Науковедение» 2015, № 5 (5). Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/10EVN515.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус.

Войти или Создать
* Забыли пароль?